Новости

В 99% случаев в хищении средств с карт виноваты сами клиенты

В прошлом году ЦБ выявил почти 300 тыс. несанкционированных операций по картам. Число их по сравнению с 2015 годом выросло на 14%, но основные каналы те же -- интернет и мобильные приложения. В 99% случаев в хищении средств с карт виноваты клиенты. Компенсировать невнимательность граждан могли бы банки, но средства на дорогие технологические решения есть лишь у крупных игроков.

Согласно обзору ЦБ, в 2016 году регулятор выявил 296 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт, почти треть из них пришлась на четвертый квартал -- более 90 тыс. шт. По сравнению с 2015 годом общее число незаконных транзакций по картам выросло на 14%, а вот объем похищенных средств сократился на 6%, до 1,08 млрд руб. Средний размер мошеннической транзакции составил 3,6 тыс. руб. против 4,3 тыс. руб. в 2015 году.

Основными каналами хищения средств стали мобильные устройства и интернет -- 714,9 млн руб. С использованием банкоматов было похищено 175,8 млн руб., примерно столько же через организации торговли -- 174,6 млн руб.

Вне зависимости от того, где и каким образом были совершены хищения, в 99% случаев они произошли по вине держателей карт, и только 1% хищений совершается с использованием вредоносного кода. Подавляющее большинство мошеннических транзакций произошло из-за банальной невнимательности граждан -- потери карт или нарушения конфиденциальности (96%), лишь 2% связаны с обманом или злоупотреблением доверием владельцев карт. "Зачастую клиенты просто не обращают внимания на реквизиты транзакций, которые приходят в СМС, и сами подтверждают незаконные операции,-- отмечает начальник управления информационной безопасности ОТП-банка Сергей Чернокозинский.-- Такая невнимательность людей и провоцирует атаки".

Граждане могут оспорить несанкционированные списания с карт. В январе 2014 года вступила в силу статья 9 закона "О национальной платежной системе", согласно которой банк обязан вернуть средства, если клиент не пропустил срок для оспаривания операции (один день) и банк не докажет нарушение условий пользования картой. Но банки в большинстве случаев отказываются платить, ссылаясь на нарушение условий использования карты. В основном возвраты осуществляются, например, если речь идет о ВИП-клиенте, отмечают собеседники "Ъ", знакомые с ситуацией.

Светлана Самусева, Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное