Закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов уронил их посещаемость примерно на 30%, но лишь в первые месяцы применения, выяснила ассоциация «Интернет-видео». Уже с февраля аудитория сайтов с нелегальными фильмами прекратила падать и стабилизировалась. Онлайн-кинотеатры винят в этом «Яндекс», в результатах поиска которого им никак не удается подняться. В самом «Яндексе» не планируют фильтровать выдачу.
Ассоциация «Интернет-видео», объединяющая крупнейшие российские онлайн-кинотеатры (ivi, Megogo и др.), изучила аудиторию сайтов с легальными и пиратскими фильмами с начала активного применения закона о блокировке «зеркал» сайтов-нарушителей (вступил в силу с октября 2017 года). Пиратские ресурсы сначала резко теряли аудиторию, их посещаемость снизилась примерно на 30%, но уже в феврале 2018 года падение остановилось.
Проблема в том, что даже после массовой блокировки «зеркал» легальные сайты не стали подниматься в выдаче «Яндекса», так как их заменяют все новые пиратские сайты, считает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. На пиратских сайтах пользователи проводят много времени, поэтому поисковая машина «Яндекса» поднимает их выше, чем легальные, с которых пользователь может быстро уйти, не желая платить, считает он. В Google, напротив, легальные сайты поднимаются в результатах поиска, утверждает господин Бырдин.
Правообладатели и ранее критиковали «Яндекс» за недостаточно активную, по их мнению, борьбу с пиратами. «Нелегальные ресурсы получают основную долю трафика с поисковых систем. К великому сожалению, выдача "Яндексом" нелегальных ресурсов среди приоритетных результатов является неоспоримым фактом»,— утверждает гендиректор ivi Олег Туманов.
В других юрисдикциях «Яндекс» удаляет ссылки на пиратов по требованиям правообладателей, жаловались недавно крупнейшие российские производители и распространители контента в письме к гендиректору группы «Яндекс» Аркадию Воложу. Объединяющий их Медиакоммуникационный союз хочет предложить отрасли меморандум на основе DMCA (американский закон об авторском праве в цифровую эпоху), который будет учитывать российские законы, сообщили вчера в союзе.
Поиск «Яндекса» работает в полном соответствии с законодательством, заявляют в пресс-службе компании. У правообладателей есть «беспрецедентные возможности» по блокировке нелегальных сайтов и их «зеркал», настаивают в компании. Если же возложить на поисковики обязанности по фильтрации выдачи, это приведет к злоупотреблениям со стороны правообладателей и нечестной конкуренции, опасаются в «Яндексе». Культура просмотра онлайн-видео и формирование привычки платить за контент — небыстрый путь, резюмируют в компании, предлагая смотреть легальные фильмы, например, на принадлежащем ей «КиноПоиске».
Анна Афанасьева