Ради развития агроэкспорта на фоне несколько снижающихся видов на урожай Минсельхоз добивается от Белого дома возвращения субсидий для поддержки кредитования таких поставок, расширения тарифных льгот на перевозки зерна, а также включения ряда логистических инвестпроектов сектора в комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Об этом в понедельник заявил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев на аграрном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в Курской области. Министерство уже согласовало с частью коллег расширение поддержки экспорта АПК и ждет реакции Белого дома — впрочем, эксперты отмечают, что рост мировых цен на зерно может поддержать агроэкспорт не менее эффективно.
Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев обратился к главе правительства с просьбой возобновить субсидирование экспортного кредитования внешних поставок продукции АПК — речь об этом зашла во время совещания по агроэкспорту, которое Дмитрий Медведев провел в Курской области. Министр пожаловался на исключение аграрных экспортеров из сферы действия постановления правительства №620 от 24 мая 2017 года — оно регламентирует предоставление субсидий Российскому экспортному центру (РЭЦ) на компенсацию части ставки по таким кредитам коммерческих банков (до 7 млрд руб., РЭЦ возмещает банкам не более 3% годовых по валютным и не более 4% по рублевым кредитам). Экспортеров аграрной продукции лишили этой поддержки на фоне высоких объемов сельхозэкспорта по итогам рекордного урожая 2017 года — в 2018 году экспорт АПК вырос почти на 20%, до $25,8 млрд, из которых более 40% пришлось на зерно; его годовые поставки на внешние рынки составили 54,8 млн тонн — при таких объемах Белый дом предпочел не тратить госсредства на его поддержку.
«Однако, учитывая высокую заинтересованность крупнейших экспортеров аграрной продукции в данной мере, мы с коллегами из Минэкономики и РЭЦ в рабочем порядке договорились о возобновлении действия этого постановления для аграрного экспорта»,— сказал Дмитрий Патрушев, попросив Дмитрия Медведева «дать заинтересованным ведомствам поручение о согласовании соответствующих изменений в бюджетную роспись». Также министр попросил премьера поддержать новый вариант постановления правительства о льготных тарифах на перевозку зерна: он расширяет перечень регионов, в которых можно будет получить такую льготу, на всю территорию РФ, а сами льготы — на перевозки не только железнодорожным, но и автомобильным и водным транспортом. «Новая редакция постановления сегодня была внесена в правительство»,— сказал министр.
Забота Минсельхоза о возвращении субсидий по кредитам экспортерам и расширении льгот для сектора может быть обоснована заметным сокращением экспорта (на 31% по объемам за первую половину июля) и некоторым снижением ожиданий будущего урожая: в понедельник Институт конъюнктуры аграрного рынка второй раз за несколько дней снизил прогноз валового сбора зерна в РФ — до 120,2 млн со 121,5 млн тонн (и 123,1 млн тонн неделей ранее), прогноз экспорта зерна в 2019/20 сельхозгоду снижен до 42,5 млн тонн (с 43,5 млн тонн), прогноз экспорта самого Минсельхоза составляет 45 млн тонн.
Помимо финансовой господдержки в Минсельхозе заявляют и о потребностях в расширении «товаропроводящей инфраструктуры». Господин Патрушев связал такие проекты с «высокими обязательствами по увеличению экспорта продукции» ряда приграничных регионов в связи с перспективами строительства «объектов транспортно-логистической инфраструктуры, в первую очередь портовых терминалов» — в пример он привел запуск глубоководного терминала, ориентированного на экспорт масложировой продукции в Краснодарском крае, будущие проекты в Ленинградской, Ростовской и Архангельской областях, строительство зернового терминала в порту Зарубино и транспортного коридора «Восточные зерновые ворота» мощностью до 4 млн тонн зерна в год. Для их реализации Минсельхозу необходимо внести такие инвестпроекты в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — предложения уже направлены в Минтранс.
С этим предложением Дмитрий Медведев согласился, как и с идеей «пока компенсировать сельхозпроизводителям часть затрат на транспортировку продукции АПК по железной дороге через льготные тарифы».
Олег Сапожков