Новости

Чем закончится многолетнее противостояние российских гостиниц с Booking.com

Многолетнее противостояние российских отельеров с Booking.com вышло на финишную прямую: теперь точку должен поставить суд. Это разбирательство может стать прецедентным для всех иностранных компаний. “Ъ” разобрался, из-за чего разгорелся легендарный конфликт, как поменялись позиции его участников и что может изменить в ситуации на рынке приближающаяся развязка.

В этом году сдвинулось с мертвой точки долгое противостояние участников российского гостиничного рынка и его ключевой системой бронирования Booking.com. Отельеры и конкуренты сервиса привлекли на свою сторону Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая признала, что Booking.com B.V. (юридическое лицо одноименного сервиса) занимает доминирующее положение и, злоупотребляя им, навязывает невыгодные условия. Однако пока сервис оказывает регулятору жесткое сопротивление, да и отнюдь не все участники рынка разделяют возмущение коллег.

Знак качества

Туроператоры и отельеры рассказывают, что взлет популярности систем самостоятельного бронирования отелей в России, в том числе Booking.com, начался в 2010 году. С одной стороны, произошла масштабная автомобилизация населения, а с другой — на рынке установились новые принципы ценообразования. «Сейчас билет на самолет, как правило, выгоднее покупать заранее, например, билеты на следующее лето в Крым пока можно найти и за 5 тыс. руб., в то время как самые выгодные цены на отели — ближе к дате заселения»,— поясняет глава «Дельфина» Сергей Ромашкин. Он считает, что туристы хорошо осознают эту особенность и стремятся снизить стоимость путешествия.

Собеседник “Ъ” в операторе онлайн-бронирований уверен, что успех Booking.com в России вполне закономерен: компания первой вышла на рынок, предложила качественный сервис и никогда не жалела средств на маркетинговое продвижение: «А за счет русскоязычной платформы и поддержки на русском языке сервис в принципе не воспринимается соотечественниками как зарубежная компания, многие обыватели считают ее отечественной».

Высокая комиссия действительно позволяет Booking.com активно инвестировать в маркетинговые каналы: собеседник “Ъ” на рынке онлайн-бронирований называет компанию одним из крупнейших рекламодателей поисковых систем. Партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова считает сильной стороной Booking.com хорошее описание отелей и реальные информативные отзывы пользователей: «Оценкам и отзывам здесь потребители доверяют больше, чем на других платформах, в частности TripAdvisor».

Но, отмечает глава Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина, по мере увеличения присутствия Booking.com на рынке условия сотрудничества с площадкой для отельеров ухудшались. Так, условие о паритете цен, по ее словам, появилось в договорах в 2008–2009 годах. Затем появился непрозрачный механизм ранжирования средств размещения, в выдачу добавились сдаваемые посуточно квартиры.

Владелец отеля «Малютна Дача» Анатолий Щуренков говорит, что отказался от Booking.com из-за негибкой политики сервиса, высокой комиссии, невозможности получить предоплату и даже удалить профиль. «При прекращении сотрудничества сервис еще долго будет показывать средство размещения, но с пометкой "нет мест" и предложением забронировать другой доступный отель в этой локации»,— говорит он. Среди плюсов площадки господин Щуренков называет имиджевую составляющую: профиль на платформе «служит знаком качества для ряда пользователей».

Спорная доля

Участники туристического рынка начали жаловаться на Booking.com в ФАС еще в 2015 году. Выступивший соавтором одного из первых обращений представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов вспоминает, что тогда у его компании был бизнес, связанный с бронированием отелей: «Мы уперлись в то, что он не развивался из-за невозможности предложить рынку интересные цены». Компания господина Блинова попыталась обратить внимание регулятора на то, что Booking.com нарушает законы «О защите конкуренции» и «О рекламе», но получила отказ.

Исходно претензии участников туристического рынка к сервису Booking.com строились вокруг его комиссии, которая, по словам собеседников “Ъ”, в среднем составляет 15–18% от стоимости бронирования, и наличии в договорах обязательного условия по соблюдению паритета цен. То есть отель не может продавать аналогичный номер дешевле на любых других сервисах (широкий паритет) или собственном сайте (узкий паритет).

В самой Booking.com настаивают, что практика узкого паритета — справедливый инструмент, позволяющий «поддерживать экосистему путешествий». Он необходим, чтобы отели не могли бесплатно пользоваться всеми услугами платформы, а затем намеренно указывать на площадке более высокие цены и мотивировать клиентов бронировать номера напрямую.

В 2019 году в противостояние с системой бронирования включилась «Опора России». Вице-президент организации Алексей Кожевников поясняет, что поводом для обращения в ФАС стали многочисленные жалобы отельеров: они понимали, что никак не могут решить вопрос с паритетом цен в договорах, необходимо вмешательство контролирующих органов. Факторами, повлиявшими на поддержку ФАС, он называет «настойчивую позицию и хорошую аргументацию».

«Опора России», в частности, ссылалась на европейский опыт по внедрению ограничений для Booking.com: в Италии, Бельгии, Чехии, Франции и Швеции платформа не может включать в договоры условия о паритете цен. Госпожа Сафина подтверждает, что захват рынка в России шел параллельно с Европой и теперь «вместе с ними целесообразно ввести регулирование». 

В ФАС поясняют, что данные, полученные службой от отельеров, в 2015 году не выявили доминирующего положения Booking.com. Признаки этого были установлены только в 2020 году. Хотя собеседник “Ъ” в одном из операторов бронирований отмечает, что площадка формирует более половины онлайн-продаж российских отелей уже около десяти лет.

Традиционно считается, что Booking.com в большей степени необходим для небольших отелей, у которых нет возможности продвигать собственный сайт. «У сервиса широкое покрытие, которое освобождает их от вложений в маркетинг»,— говорит Марина Смирнова. По ее оценкам, у крупных сетевых игроков доля Booking.com в структуре продаж составляет 30–40%.

Но с этими расчетами согласны не все участники рынка. Сергей Ромашкин допускает, что Booking.com занимает заметную долю рынка среди аналогичных онлайн-платформ, но уверен, что оценивать показатель только в их контексте неправильно. «У отелей множество каналов продаж — это туроператоры, собственные сайты и прочее»,— говорит он. Эксперт сомневается, что Booking.com реально занимает больше 10–15% от общего объем рынка продаж средств размещения.

Иллюзий питать не стоит

Разобраться в ситуации сейчас пытается арбитражный суд: компания Booking.com подала иск об оспаривании предписания ФАС о злоупотреблении площадкой монопольным положением и отдельно — о наложенном на нее оборотном штрафе. В разбирательстве о предписании суд первой инстанции 6 сентября встал на сторону ФАС. Зарегистрированной апелляции в картотеке суда нет, в компании «оценивают дальнейшие варианты действий». Иск о штрафе подан только 13 сентября, его рассмотрение назначено на 29 сентября.

Партнер бюро «Линия права» Алексей Костоваров называет «неоднозначной и спорной» саму позицию ФАС о наличии у сервиса доминирующего положения, отмечая, что норму о навязывании невыгодных условий договора доминирующим лицом регулятор применяет к совершенно разным ситуациям, без единого подхода. Эксперт, ссылаясь на свою практику, говорит, что в антимонопольных спорах проигрыш в суде первой инстанции обычно фатален. «Этому делу будет уделено особое внимание, но чрезмерных иллюзий питать не стоит»,— добавляет юрист.

Партнер коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин отмечает, что исполнить предписание ФАС Booking.com должна будет в случае проигрыша дела в апелляции. Шансы приостановить процесс у компании останутся в кассации, но, по словам эксперта, «такое случается нечасто».

Олег Москвитин не сомневается, что вне зависимости от исхода дела в арбитражных судах всех инстанций проигравшая сторона обратится в Верховный суд (ВС). Такую практику эксперт называет обычной даже для некрупных антимонопольных споров: «Один из краеугольных моментов дела — вывод о доминировании Booking.com на спорном рынке, в практике ВС были случаи пересмотра дел с доводами о недоказанности доминирования». В любом случае, добавляет юрист, окончательная развязка наступит еще не скоро: рассмотрение дела в апелляции и кассации займет не меньше семи месяцев, а на ВС уйдет еще четыре-пять, не считая возможности отправки дела на новое рассмотрение.

Проблема без решения

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов считает, что услугами Booking.com пользуется подавляющее большинство участников рынка и перспективы сокращения присутствия сервиса нет: сегмент онлайн-продаж развивается, а их каналов не так много. Эксперт признает, что раскрутить отель на рынке можно и без Booking.com, но маркетинговые вложения составят 8–10% от объема продаж: «Это меньше комиссии сервиса, но требует наличия дополнительных компетенций».

Сергей Ромашкин добавляет, что действительно успешные отели делают ставку на Booing.com только в первые три-пять лет работы для маркетингового продвижения, а в дальнейшем отходят от площадки: «Если у менеджмента гостиницы не хватает компетенции для развития собственной розницы — это вряд ли можно считать проблемой Booking.com».

Источник “Ъ” в другом сервисе бронирования тоже скептически смотрит на попытки ФАС снизить давление Booking.com на рынок. По его словам, это никак не решит основную проблему сторонних сервисов бронирования — слишком высокую стоимость привлечения новых клиентов. Причем очевидных способов решения проблемы собеседник “Ъ” просто не видит: «Вводить регулирование стоимости размещения рекламы, чтобы конкуренты имели возможность эффективно реализовывать рекламные кампании в том же поиске "Яндекса"? Это не вяжется с цивилизованным рынком». Источник “Ъ” обращает внимание и на то, что в других странах ограничения для платформы не смогли значительно повлиять на долю Booking.com.

Гульнара Сафина признает, что спрогнозировать, как именно на рынке скажется отмена со стороны Booking.com паритета в договорах, невозможно: сервис может найти способы обойти условие. Но решение контролирующих органов эксперт называет важным «хотя бы для начала регулирования площадки».

Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Анна Занина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное