Новости

Правительство согласилось повысить цены на перевозку грузов по железной дороге на 6,8%

Правительство 2 декабря одобрило финплан и инвестпрограмму ОАО РЖД на 2022–2024 годы, удовлетворив практически все тарифные запросы монополии. Согласно проекту протокола, который видел “Ъ”, ФАС поручено в трехдневный срок внести в правительство решения, обеспечивающие:

  • индексацию грузового тарифа на 5,8% (вместо ранее предусмотренных 4,3%),
  • увеличение надбавки на капремонт на 1% в 2022 году и на 2% в 2023 и 2024 годах,
  • а также доиндексацию тарифа на контейнеры и антрацит и отмену льготы для инновационных вагонов на порожний пробег с заменой ее скидкой в груженом.

Во вступительном слове к заседанию правительства премьер Михаил Мишустин объявил, что оно готово поддержать беспрецедентный объем инвестиций в железные дороги: «В следующем году это свыше 1 трлн руб. А всего в течение трех лет будет вложено более 3 трлн руб. Такие средства на эти цели выделяются впервые». Общие инвестиции ОАО РЖД составят 1,02 трлн руб. в 2022 году, 1,14 трлн руб. в 2023 году и 1,1 трлн руб. в 2024 году. Суммарная индексация тарифа ожидается на уровне 6,8% в 2022 году, а в 2023–2024 годах она составит 6,6% и 6,1% соответственно при сохранении текущих инфляционных ожиданий. Будет введена дополнительная надбавка к тарифу на капремонт — 1 процентный пункт в 2022 году и 2 процентных пункта в 2023–2024 годах, дающая монополии около 164 млрд руб. новых поступлений. Параметры те же, что и в ранних версиях документов: “Ъ” писал об индексации в размере 7,7% на 2022 год, но учтены также точечные тарифные меры (без них — 5,8% индексации плюс 1% надбавки на капремонт).

Ускоренный рост грузового тарифа собеседники “Ъ” в правительстве объясняют необходимостью покрыть дефицит инвестпрограммы ОАО РЖД.

Он возник из-за роста плановой среднегодовой инфляции, которая фактически в текущем году должна составить 7,4%, и роста цен в промышленности, который даже без учета ТЭКа составил 14,8% при плане 3,3%. Особенно чувствительным стало удорожание стройматериалов под влиянием роста цен на металл с третьего квартала 2020 года: рост стоимости продукции металлургического комплекса составил 15–48%.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает серьезной удачей для ОАО РЖД согласование точечных тарифных мер. По его мнению, больше всего в результате пострадают угольщики со своим инновационным парком, как СУЭК и «Кузбассразрезуголь».

Источник “Ъ” среди грузоотправителей называет решение «нарушением долгосрочных договоренностей с рынком».

«Во-первых, текущая формула индексации тарифов и так предусматривает учет изменения фактической инфляции,— поясняет он,— то есть мы и так получили бы повышенную индексацию на 2023 год за счет увеличения инфляции в 2021 году. Во-вторых, ОАО РЖД имеет большой резерв для оптимизации, о чем свидетельствуют прибыль в первом полугодии 2021 года и тот факт, что осваивается менее 50% запланированных инвестиций». В частности, отмечает источник “Ъ”, по проектам развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада кассовое исполнение на осень составляет чуть более 1%, по Восточному полигону из 132 млрд руб. в этом году будет не освоено 44,8 млрд руб. Грузоотправители и так платят надбавку в 2% на капремонт, которая «должна была быть временной и приносит ОАО РЖД ежегодно больше 40 млрд руб.», подчеркивает он.

В целом полагает Михаил Бурмистров, принятие правительством предложений ОАО РЖД по инвестпрограмме означает, что власти сочли такую индексацию сбалансированной для экономики грузоотправителей. По мнению эксперта, для 2022 года этот вывод, скорее всего, окажется верным, однако последующие годы могут быть не такими благополучными, если ценовая конъюнктура для экспортных грузов ухудшится.

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "БАМ":
Все материалы сюжета (49)