Новости

ПМЭФ: Чего ждать от МСП, правительству понятнее, чем самому МСП

Дискуссии в ходе форума МСП — он традиционно проходит в первый день работы ПМЭФ — продемонстрировали, что правительство интересуется сектором не только как движущей силой импортозамещения в условиях потери привычных международных поставщиков, но и как источником активного экспорта. Международную торговлю вчера рассматривали даже не столько в экономической плоскости, сколько в качестве «мягкой силы» внешней политики. Впрочем, сам малый бизнес, несмотря на многочисленные меры поддержки экспорта, к такой роли пока не готов.

Пленарная сессия форума малого и среднего предпринимательства (МСП) — он привычно предваряет Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — в этом году прошла в нестандартном формате: ее участники отказались от традиционного обсуждения системной поддержки сектора ради поиска источников его экспортного потенциала. Такое решение во многом объясняется уже исчерпавшими себя дискуссиями вокруг стратегии развития МСП — обращение же к экспорту обнаруживает новый интерес правительства к малому бизнесу. Работа компаний на внешних рынках, поясним, свидетельствует об их сравнительной конкурентоспособности по отношению к остальным МСП.

Пока же малый бизнес, однако, не справляется с возложенными на него задачами по замещению иностранных поставщиков — продукция недотягивает по качеству, жаловались на форуме представители крупных компаний.

МСП же, как подчеркнул глава департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Денис Дыбов, жалуются на большое число требований заказчиков, включая дорогостоящую внутреннюю сертификацию малых поставщиков и вынужденное кредитование крупного бизнеса (затягивание сроков оплаты по уже исполненным договорам).

Активные обсуждения в первый день форума развернулись и вокруг программы «выращивания» из МСП поставщиков для крупных компаний. С 2022 года госАО могут оказывать финансовую, правовую, методическую и иную поддержку для увеличения числа квалифицированных поставщиков из числа МСП и таким образом обеспечивать себя нужной продукцией.

Беспокойство деловых сообществ, однако, вызывает возможность отбора госкомпаниями «своих» МСП для поддержки: по-прежнему актуальными остаются вопросы о том, как избежать аффилированности и достичь «нейтральности» на торгах.

Как отметил участвующий в одной из дискуссий замглавы ФАС Петр Иванов, та же проблема актуальна и при реализации другого механизма поддержки — офсетных контрактов (они, напомним, дают гарантии спроса со стороны госАО на продукцию МСП в обмен на инвестиции последних). Проблема, по оценкам ФАС, в том, что регулирующий офсеты 223-ФЗ дает госкорпорациям «достаточно большую свободу», в том числе в части сроков таких контрактов, де-факто способствуя монополизации рынков.

Экспортный потенциал МСП, несмотря на многочисленные меры поддержки и отстроенную инфраструктуру (сейчас выход предпринимателей на зарубежные рынки сопровождают Российский экспортный центр (РЭЦ) и региональные центры поддержки экспорта), также не реализован. Как подчеркнул первый вице-премьер Андрей Белоусов, из 6 млн представителей МСП экспортеры составляют только 1% (около 60 тыс. компаний) — показатель, по его словам, не менялся последние два года, хотя потенциально во внешнеторговую деятельность уже сейчас можно вовлечь как минимум 600 тыс. предприятий. Основные барьеры — страх предпринимателей перед неизвестностью, а также обострившиеся из-за санкций сложности с расчетами, логистикой и поиском партнеров за рубежом.

Кристина Боровикова, Диана Галиева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "ПМЭФ":
Все материалы сюжета (91)