Новости

Маркетплейсам планируют запретить требовать деньги за возврат товаров. Что это значит?

Маркетплейсам собираются запретить требовать с клиентов деньги за возврат товаров. Эта мера содержится в новом законопроекте о регулировании торговых площадок, с ним ознакомился РБК. Инициатива предполагает, что помимо общих правил, в законе будут прописаны и дополнительные, для тех игроков рынка, которые занимают более 20%. Им, в частности, запретят менять положения договоров и ухудшать условия для продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов без предупреждения не менее чем за 30 дней.

Что это изменит на рынке? Эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов считает, что больше всего вопросов возникает к размерам комиссий, которые прописаны в законопроекте: «Большинство положений, которые есть в этом законопроекте, уже так или иначе обсуждались или были вынесены на обсуждение в предыдущих версиях законопроектов. Кроме одного, которое пока вызывает больше всего вопросов,— это ограничение максимального размера комиссии маркетплейсов на уровне 10%. Дело в том, что на сегодняшний момент комиссия у маркетплейсов в среднем составляет 20-25%, именно она позволяет им расширяться. Ограничение комиссии на уровне 10% — это очень сомнительная новация. Для маркетплейсов стоимость доставки iPhone и шариковой ручки абсолютно одинакова. Но 10% на iPhone — это избыточная комиссия, на электронику она составляет несколько процентов, а в случае с шариковой ручкой доставка будет в убыток. Тогда маркетплейсам придется убирать весь недорогой товар из продажи.

 

Говоря о платном возврате, он сейчас есть только у одного маркетплейса, самого крупного по обороту. И законодатель с этим довольно успешно борется через ФАС и Роспотребнадзор. В общем-то, он сохранился только для товаров вроде предметов гигиены, личных вещей и БАДов. Я думаю, что с этим особых проблем не возникнет, поскольку маркетплейсы тоже не очень заинтересованы в том, чтобы брать с клиентов плату за возвраты».

Как предполагают разработчики законопроекта, требования к договорам об оказании услуг должны стать общими. Площадкам придется проверять документы и профиль контрагентов. В целом все эти меры помогут защитить права добросовестного малого бизнеса и потребителей, отметил независимый эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов: «Быстрый рост этого сегмента сопровождается серьезными диспропорциями, которые сами владельцы не в состоянии урегулировать. Инициативы, которые сейчас озвучены, на данном этапе кажутся вполне значимыми. Они облегчат положение партнеров маркетплейсов и сделают несколько более защищенным положение потребителей».

Если законопроект одобрят, то он должен вступить в силу в марте 2025 года.

Елена Иванова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Маркетплейсы":
Все материалы сюжета (63)