Посещаемость торговых центров Москвы 23 и 24 марта могла сократиться на 30–35%, сообщили в Focus Technologies. Например, в субботу трафик Москвы снизился на 33% неделя к неделе и на 34% год к году (данные за воскресенье на момент подготовки материала доступны не были). В России в целом падение могло составить 15–20%, считают аналитики. Многие россияне отложили визиты в торгцентры не только из соображений безопасности, но и в знак сочувствия к семьям погибших и пострадавших, отмечает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин считает, что в среднем трафик в московских торгцентрах за выходные сократился на 15–20%. Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов допускает, что в некоторых объектах «эмоциональное снижение трафика» на ближайшие неделю-две может составить 50–70%:
«В день теракта многие объекты закрылись на час раньше, в выходные не работали развлекательные зоны, кинотеатры, фитнес–центры».
Читайте также:
Рестораторы также говорят о резком снижении трафика. В сети Black Star Burger число посетителей в субботу упало вдвое, сообщил управляющий партнер компании Юрий Левитас. Такую же динамику наблюдают в «Росинтер Ресторантс» (сети «IL Патио», «Планета Суши» и др.). В некоторых заведениях сети гастробаров «Раковая», по словам ее совладельца Евгения Ничипурука, отмена броней на 23–24 марта достигала 100%. В сети «Якитория» она составила 15–25%. Основатель StrEAT Максим Попов заметил снижение трафика в субботу на 30% и ожидает «похожей динамики» в воскресенье.
Восстановление посещаемости торговых объектов, по прогнозам Павла Люлина, займет около месяца. Алексей Ванчугов рассчитывает на возврат к привычным значениям «в отсутствие новых крупных потрясений», хотя и признает, что «сравнить ситуацию не с чем». Столь крупных происшествий давно не было, параллель можно провести только с периодом пандемии, предполагающим длительное ограничение деятельности. Господин Васильев одним из факторов восстановления трафика называет усиление мер безопасности.
Господин Люлин утверждает, что сейчас торговые центры Москвы массово усиливают охрану и организуют дополнительные проверки на входе. Это, по его словам, увеличит затраты на охрану на 20–30%.
Александра Мерцалова, Дарья Андрианова, Юлия Пославская