Новости

Выручка российских авиакомпаний достигла исторического максимума, несмотря на снижение пассажиропотока

Российские авиаперевозчики зафиксировали значительный прирост доходов за прошлый год, который оказался на треть выше и превзошел показатели до пандемии, несмотря на снижение количества пассажиров до уровня 2017 года. Об этом информирует АКРА. Прибыльность перевозок также вышла на аномально высокий уровень.

Совокупная выручка российских авиакомпаний в 2023 году выросла на 31%, до 1,37 трлн руб., что стало абсолютным максимумом и превысило уровни 2019 года, говорится в аналитическом отчете АКРА. Однако при корректировке на инфляцию выручка сопоставима с уровнем 2014–2015 годов, притом что пассажиропоток (105 млн человек) вернулся к показателям 2017 года.

Средний по отрасли показатель RASK (выручка авиакомпании в расчете на один кресло-километр), по расчетам АКРА, вырос на 16% год к году. Это в основном объясняется ростом цены билета. За последнее десятилетие аналитики выделяют два периода резкого повышения цен — с 2015 по 2016 год и в 2021 году, когда RASK увеличивался более чем на 15%. Так, при среднегодовой инфляции в 2013–2023 годах на уровне около 7% среднегодовой прирост RASK за тот же период составил приблизительно 6%. По оценке АКРА, с учетом накопленной с 2019 года инфляции (40%) в 2023 году рост цен на билеты лишь отыгрывал «отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы». Увеличение RASK по итогам 2024 года, полагают в АКРА, не превысит уровень прошлого года.

Вторым фактором роста выручки авиакомпаний стало увеличение средней дальности перелета — с 1,85 тыс. км в 2019 году до 2,2 тыс. км в 2023 году. Это связано с развитием внутреннего туризма, отчасти заменившего поездки за рубеж, а также с удлинением маршрутов перелетов в незакрытые аэропорты юга России. Это сказалось и на пассажирообороте рынка, и на росте расходов авиакомпаний, которые не всегда можно переложить на конечного потребителя.

При этом показатель CASK (расходы перевозчика на кресло-километр) в 2023 году увеличивались лишь на 2,7%, оставшись почти на уровне 2022 года.

АКРА оценивает вероятность того, что авиарынку удастся поддерживать отношение RASK/CASK на уровне 2023 года, как невысокую. По мнению аналитиков, наиболее значимый рост цен на авиабилеты уже произошел, а их дальнейшее существенное увеличение может негативно сказаться на объемах перевозок. При этом операционные расходы продолжат расти из-за удорожания обслуживания парка и индексации расходов на оплату труда персонала.

Айгуль Абдуллина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Туризм 2024, последние новости":
Все материалы сюжета (1256)