Новости

Траты россиян на легковые автомобили в марте достигли рекорда в 0,5 трлн руб.

Финансовая емкость рынка новых легковых автомобилей в марте составила 496,2 млрд руб., подсчитали банк «Открытие» (входит в группу ВТБ) и «Автостат». В штуках продажи составили 146,5 тыс., что стало максимальным результатом с мая 2021 года.

В денежном выражении предыдущий месячный рекорд фиксировался в декабре 2023 года (384,7 млрд руб.), когда было продано 119,5 тыс. новых автомобилей. Доля автомобилей массового сегмента в марте составила 67,6% (127,4 тыс. на 335,3 млрд руб.), премиального — 32,4% (19,1 тыс. на 160,9 млрд руб.). А в декабре на машины массового сегмента было потрачено 341,1 млрд руб. (88,7% от общей суммы), тогда как в премиум-сегменте — 43,6 млрд руб. (доля — 11,3%).

Годом ранее премиум составлял всего 16,5% (2,8 тыс. на 30,5 млрд руб.) всех затрат, а массовый сегмент — 83,5% (67,1 тыс. на 154,4 млрд руб.). Доля премиального сегмента восстанавливается за счет расширения числа предложений из Китая, тогда как параллельный импорт традиционных для российского рынка европейских премиальных марок достаточно ограничен. В 2023 году на «традиционный премиум» пришлось лишь 3% рынка (всего на премиум — 10%) против 7% в 2022 году, когда в стране еще были склады завезенных из Европы машин. В штуках доля премиальных марок растет месяц к месяцу: в феврале, например, она достигла 13,1% продаж против 12,3% в январе. До кризиса 2022 года на премиальные марки приходилось 10% всех автопродаж.

«Всего нескольких миллиардов не хватило, чтобы достичь психологической отметки 0,5 трлн руб.»,— констатирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Во многом покупки россиян в марте были «эмоциональными». Сергей Удалов из «Автостата» указывает, что граждане пытались успеть приобрести автомобили до 1 апреля, когда менялись правила уплаты утильсбора при ввозе автомобилей из ЕАЭС: «Таким образом, россияне старались купить машины до их удорожания». На долю ввезенных автомобилей из стран ЕАЭС, например, в марте пришлось 37,1% от всего импорта новых автомобилей (87,4 тыс. штук), подсчитывал «Автостат». Основная доля машин поступила из Киргизии (28,1%) — именно схема ввоза машин из этой страны вызывала вопросы у российского правительства за счет возможности снизить уплаченные на таможне сборы и пошлины. Сейчас эта возможность фактически закрыта, поскольку разница платежей будет компенсирована за счет соответствующего роста утильсбора в РФ. При этом в основном автомобили в РФ все-таки ввозились напрямую из Китая — 59,8% импорта.

Неудивительно, что больше всего средств в марте россияне потратили на китайские марки. Так, в деньгах их доля составляет 62,2% (308,5 млрд руб.) против 45,8% годом ранее, в штуках — 57,4% (84,1 тыс.). 

На отечественные марки приходится 11,6% рынка в деньгах (57,5 млрд руб.) и 29,9% в штуках (43,8 тыс.).

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "АВТО":
Все материалы сюжета (621)