Авиабилеты на перелеты в эконом-классе рекордно подорожали в августе. По данным Росстата, цены выросли почти на треть по сравнению с 2023 годом, а с начала 2024-го подорожание оказалось максимальным за всю историю статистики.
Можно ли удержать рост цен? Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает это маловероятным: «Все свои внутренние резервы, которые авиакомпании могли бы использовать для сдерживания роста цен, они уже исчерпали. И сейчас первую скрипку играют внешние факторы, на которые авиакомпании влиять не могут.
Порядка 80% выручки авиакомпаний проходит мимо них и уходит поставщикам услуг: аэропортам, топливозаправщикам, лизингодателям, ремонтным организациям и так далее. Способа повлиять на внешних поставщиков у авиакомпаний нет, а значит, и повлиять на сдерживание роста цен. Единственное, что может изменить ситуацию, это вмешательство, например ФАС, но не в деятельность авиакомпаний, а в определение стоимости услуг для них.
Цены растут из-за высокого уровня инфляции. На днях нам объявили об индексации в следующем году аэропортовых сборов на уровень инфляции. Повысили и аэронавигационный сбор, причем на международных направлениях аж в два раза. Мы видели, как в августе цены на авиационное топливо установили антирекорд на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже».
Читайте также:
Тем временем «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа», «Уральские авиалинии» и Utair в середине сентября объявили о скидках. Это исключительно сезонные меры, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. По его словам, глобально спрос позволяет повышать цены дальше: «Сейчас при росте цен сохраняется довольно устойчивый рост спроса. То есть мы видим, что восстановительный потенциал высокий. В данном случае как раз рост цены определяется тем уровнем спроса, который происходит.
В другой ситуации авиакомпании могли бы выставить дополнительные емкости, чтобы возрастающий спрос удовлетворять за счет большего количества самолетов. Сейчас это сделать затруднительно, потому что, с одной стороны, санкции, с другой стороны, поставки новой техники российской еще не начались. Когда процент занятости крейсеров больше 90%, приближается к 95%, и цены при этом растут, с выручкой, как правило, у компаний все хорошо».
Анжела Гаплевская