Правительство поддержало законопроект о либерализации подхода государства к уголовному преследованию компаний
и граждан за неуплату налогов. Поступивший в Госдуму официальный отзыв Белого дома не оспаривает его основных положений. В случае принятия проекта будет восстановлена отмененная еще в 2003 году практика "деятельного раскаяния" по налоговым преступлениям -- освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые уличенных в уклонении от налогов и до суда их заплативших.
Основных новаций в законопроекте три. Прежде всего сокращаются возможности госорганов по возбуждению "налоговых" уголовных дел. Сейчас ФНС обязана передавать правоохранительным органам материалы для возбуждения дела сразу же
после того, как выявила любую недоимку, позволяющую сделать вывод о возможном уклонении от налогов. Поправки предлагают изменить процедуру -- правильность выводов инспектора должна быть подтверждена руководителем налогового органа, затем -- вышестоящей инстанцией ФНС. После этого у "уклониста" будет возможность в течение двух месяцев
погасить долг. Лишь в случае, если он этого не сделает, материалы отправятся правоохранителям.
Чтобы сократить число "случайных" и "мелких" налоговых уголовных дел, содержащиеся в УК критерии отнесения случаев уклонения к категории совершенных в крупном и особо крупном размере предлагается увеличить. Сейчас на налогоплательщика может быть заведено уголовное дело, если сумма утаенных им налогов составила 100 тыс. руб. за три года для физических лиц и 500 тыс. руб.-- для организаций (крупный размер). Проектом этот порог предлагается поднять до 500 тыс. руб. для граждан и до 1,5 млн руб.-- для организаций. Критерий "особо крупного" уклонения поднимается с 500
тыс. до 2,5 млн для физических лиц и с 2,5 млн до 7,5 млн руб.-- для компаний.
Третья, самая любопытная новация, с которой согласилось правительство,-- это фактическое возрождение практики "деятельного раскаяния" по налоговым преступлениям. В конце 90-х годов оно было основным инструментом работы существовавшей тогда налоговой полиции. Впервые совершивший налоговое преступление освобождался от ответственности, если способствовал раскрытию преступления и возмещал причиненный государству ущерб. Применяться эта практика начала в 1998 году, достигнув пика в 2000-2001 годах. В конце 2003 года, после начала первого "дела ЮКОСа" эта норма по настоянию администрации президента Владимира Путина была исключена из УК.
Денис Щекин из "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" отмечает, что после введения в 2004 году поправок в УК число
уголовных дел по налогам стабильно росло. "Сейчас государство просто делает шаг в другую сторону -- ослабляет уголовные репрессии и пытается сконцентрироваться на особо крупных и циничных случаях уклонения",-- сказал "Ъ" эксперт.
Вадим Ъ-Вислогузов
и граждан за неуплату налогов. Поступивший в Госдуму официальный отзыв Белого дома не оспаривает его основных положений. В случае принятия проекта будет восстановлена отмененная еще в 2003 году практика "деятельного раскаяния" по налоговым преступлениям -- освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые уличенных в уклонении от налогов и до суда их заплативших.
Основных новаций в законопроекте три. Прежде всего сокращаются возможности госорганов по возбуждению "налоговых" уголовных дел. Сейчас ФНС обязана передавать правоохранительным органам материалы для возбуждения дела сразу же
после того, как выявила любую недоимку, позволяющую сделать вывод о возможном уклонении от налогов. Поправки предлагают изменить процедуру -- правильность выводов инспектора должна быть подтверждена руководителем налогового органа, затем -- вышестоящей инстанцией ФНС. После этого у "уклониста" будет возможность в течение двух месяцев
погасить долг. Лишь в случае, если он этого не сделает, материалы отправятся правоохранителям.
Чтобы сократить число "случайных" и "мелких" налоговых уголовных дел, содержащиеся в УК критерии отнесения случаев уклонения к категории совершенных в крупном и особо крупном размере предлагается увеличить. Сейчас на налогоплательщика может быть заведено уголовное дело, если сумма утаенных им налогов составила 100 тыс. руб. за три года для физических лиц и 500 тыс. руб.-- для организаций (крупный размер). Проектом этот порог предлагается поднять до 500 тыс. руб. для граждан и до 1,5 млн руб.-- для организаций. Критерий "особо крупного" уклонения поднимается с 500
тыс. до 2,5 млн для физических лиц и с 2,5 млн до 7,5 млн руб.-- для компаний.
Третья, самая любопытная новация, с которой согласилось правительство,-- это фактическое возрождение практики "деятельного раскаяния" по налоговым преступлениям. В конце 90-х годов оно было основным инструментом работы существовавшей тогда налоговой полиции. Впервые совершивший налоговое преступление освобождался от ответственности, если способствовал раскрытию преступления и возмещал причиненный государству ущерб. Применяться эта практика начала в 1998 году, достигнув пика в 2000-2001 годах. В конце 2003 года, после начала первого "дела ЮКОСа" эта норма по настоянию администрации президента Владимира Путина была исключена из УК.
Денис Щекин из "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" отмечает, что после введения в 2004 году поправок в УК число
уголовных дел по налогам стабильно росло. "Сейчас государство просто делает шаг в другую сторону -- ослабляет уголовные репрессии и пытается сконцентрироваться на особо крупных и циничных случаях уклонения",-- сказал "Ъ" эксперт.
Вадим Ъ-Вислогузов




SIA.RU: Главное