За последнюю неделю марта индекс РТС прибавил 3,8%, а индекс ММВБ — 3,3%. Ралли не смог остановить даже крупнейший за последние пять лет теракт в Москве. Впрочем, эксперты считают, что этот рост долго не продлится. Ведь вызвавшее его сочетание внутренних и внешних факторов случайно.
Взрывоустойчивый рынок
Фондовые рынки стран, ставших жертвами террористических атак, обычно падают. Например, после "теракта века" 11 сентября 2001 года Нью-Йоркская фондовая биржа и NASDAQ были закрыты и возобновили работу лишь через неделю. Причем в зону поражения, за оцепление, здания бирж не попали. Торги были приостановлены именно из-за резкого -- более чем 10% за сессию -- падения индексов. По той же причине тогда на сутки была закрыта Лондонская биржа LSE.
Возможно, пример 11 сентября 2001-го нехарактерен. Потому что, как выяснилось в ходе расследования, одной из целей террористов была дестабилизация американской и мировой финансовой системы. То есть биржи можно считать мишенью, хотя непосредственно их не атаковали.
Однако и в тех случаях, когда целью террористов не была дестабилизация финансов, биржи стран, подвергшихся атаке, реагировали на теракты резким падением. Хотя фондовые площадки и не прерывали работу, игрокам было не до сделок.
Тем не менее в день теракта московские фондовые площадки не только не прекратили работу, но и выдали рост. 29 марта индекс ММВБ поднялся на 1,8%, индекс РТС -- на 1,9%.
Российские биржи перестали реагировать на теракты после захвата террористами театрального центра на Дубровке в Москве 23 октября 2002 года. Тогда российские индексы вели себя так же, как и иностранные,-- упали (на 2,8%). Однако потом всякая корреляция между таким негативным событием, как крупный теракт, и поведением российских фондовых индексов исчезла.
Двуликая Европа
Если уж российские биржи никак не реагируют на взрывы террористов чуть ли не у себя под окнами, интересно понять, что же заставляет их расти. Начиная с 24 марта российский фондовый рынок шел вверх непрерывно в течение пяти дней. За этот период индекс ММВБ поднялся на 3,3%, до 1450 пунктов, индекс РТС -- на 3,8%, до 1572.
Зарубежные индексы на роль драйверов российского роста подходят плохо. Ведь все указанное время они росли менее интенсивно.
Раздражителем для инвесторов остается тяжелая экономическая ситуация в Европе, которой еще в конце прошлого года сулили скорый выход из кризиса.
Другой момент, никак не располагающий инвесторов к оптимизму,-- ухудшение кредитного качества суверенных долгов европейских стран. Список стран с пониженным рейтингом пополнился Португалией и Исландией. Впервые за 30 лет может лишиться своего безупречного кредитного рейтинга AAA Великобритания, которая, правда, в еврозону не входит.
Тем временем с 24 по 31 марта евро потерял еще 1,5% по отношению к американской валюте. Отметим, что косвенно это тоже способствует росту российского фондового рынка. Хотя бы потому, что сырье Россия продает в основном за доллары, а импортные потребительские товары покупает главным образом в Европе, то есть за евро.
Звездная болезнь
Если мировые индексы на роль локомотива российского роста не подходят, то, возможно, в этом качестве выступают цены на сырье. Эту мысль подтверждает и то, что нынешнее бурное ралли -- второе с начала этого года. А предыдущее началось месяц назад, 25 февраля, и продолжалось неделю. Тогда российские индексы ММВБ и РТС выросли на 8,3 и 9,8% соответственно. Причем активность "быков" на фондовом рынке сопровождалась ростом цен на нефть на 5%. В прошлый раз ралли выдохлось после того, как стоимость нефти впервые за семь недель достигла $80 за баррель. На сей же раз цены на нефть поднялись на 3,8%, преодолев 31 марта уровень $82 за баррель. Начали, причем впервые за год, расти в цене и металлы.
В совокупности с ослаблением евро это дает следующий эффект: увеличился (из-за роста цен) объем валютной выручки российских экспортных компаний и одновременно (из-за слабости евро) увеличилась ее покупательная способность.
Но все-таки одного лишь удорожания сырья маловато, чтобы объяснить причины российского ралли. Вероятно, к внешним факторам необходимо добавить внутренние. Например, 29 марта Банк России во второй раз за год снизил ставку рефинансирования -- с 8,5 до 8,25%. Интересно, что предыдущее снижение ставки рефинансирования ЦБ было 24 февраля, то есть также совпало с ралли на российских биржах.
Кроме того, стоит отметить, что на российском фондовом рынке в конце марта была отмечена повышенная активность нерезидентов. Опрошенные "Деньгами" эксперты полагают, что причиной, подтолкнувшей иностранцев к покупкам, стало снижение волатильности отечественных рынков -- впервые с начала кризиса.
В итоге получаем набор внешних и внутренних факторов роста, каждый из которых по отдельности вызвать ралли не способен. Однако их совместное действие, видимо, и является причиной нынешнего роста цен на акции. Как говорится, так звезды сошлись.
ОЛЬГА КОЧЕВА, ПАВЕЛ ЧУВИЛЯЕВ
См. также Как долго продлится ралли?




SIA.RU: Главное