Новости

Вся сила - в справках. Интернет сделал информацию доступнее, однако и справочный рынок не исчез. Он по-прежнему существует, развиваясь в четырех непересекающихся направлениях

Влиятельному финансисту Натану Ротшильду приписывают авторство фразы "Кто владеет информацией, владеет миром". Интернет сделал информацию доступнее, однако и справочный рынок не исчез. Он по-прежнему существует, развиваясь в четырех непересекающихся направлениях.

Рынок справочных услуг можно условно разделить на несколько довольно больших сегментов. Это справочно-правовые системы (СПС), адресно-телефонные справочники широкого профиля, специализированные отраслевые книги и ресурсы, а также телефонные справочно-сервисные службы.

Самым крупным, судя по годовому обороту, является сегмент СПС. Гендиректор "Актион-Digital" (производитель бухгалтерской справочной системы "Система Главбух") Елена Рахимова оценивает его в $600 млн. Эта оценка не кажется завышенной, если учесть, что правовая информация и нормативная база требуются ежедневно юристам, бухгалтерам, руководителям предприятий, экономистам, а число подписчиков информационно-правовых сервисов составляет примерно 300-350 тыс.

Безусловными лидерами рынка являются два гиганта -- "Консультант Плюс" и "Гарант", основанные еще в начале 1990-х. Их совокупная доля, по оценкам экспертов, достигает 80%.

Другие участники рынка не устают критиковать сложившуюся систему дистрибуции и обновления баз компаний-лидеров. "У них есть люди, которые называются "жучки",-- говорит анонимный источник "Денег".-- Они ходят по ведомствам и министерствам и собирают бумажные документы, которые потом сканируют. А базы обновляются приходящими в офис клиента сотрудниками с помощью CD. Это неудобно, к тому же теряется время".

Учтя недостатки сервиса "Консультант Плюс" и "Гаранта" и относительную легкость входа на этот рынок, компания "Право.ру" запустила в сети собственный справочно-правовой проект. По словам представителей компании, над системой работали два года, в нее было вложено около $1,5 млн. 

Гендиректор "Право.ру" Алексей Пелевин напоминает, что два года назад вступил в силу закон, обязавший органы власти раскрывать информацию о своей деятельности в полном объеме. "Система в автоматическом режиме собирает эти документы на официальных сайтах,-- говорит Пелевин.-- Дальше специальные алгоритмы их нормализуют, и, таким образом, пополнение происходит практически мгновенно". Автоматизация базы позволяет поддерживать низкий уровень цен. Как отмечают в компании, за полный пакет документов "Право.ру" будет брать 500 руб. в месяц, тогда как минимальная стоимость доступа к базе данных у других СПС составляет около 5-6 тыс. руб. в месяц. За ближайший год компания рассчитывает занять 10% рынка.

Рынок В2С-справочников, т. е. адресно-телефонных печатных изданий, сегодня претерпевает большие изменения. По словам вице-президента Гильдии издателей периодической печати и советника гендиректора холдинга "Медиа3" Василия Гатова, этот рынок из бумажного превратился практически полностью в гибридный. "Оцифровка состоялась, а бумажные версии являются обузой для подавляющего большинства издателей, но они не могут от них отказаться,-- размышляет он,-- дело в том, что клиенты, которые оплачивают свое присутствие в изданиях, до сих пор по каким-то причинам считают, что им нужно присутствовать и в бумажных версиях".

Объективно печатные справочники продолжают существовать исключительно в связи с культурой потребления информации поколением тех, кому за 40, согласен с Гатовым гендиректор компании Nikolaev e:Consulting и основатель ресурса "Карта СМИ" Кирилл Николаев. "Переход в онлайн более чем оправдан: сайты дешевле в производстве, открывают гораздо больше возможностей для размещения дополнительной информации, в том числе и рекламы; данные в сети легче актуализируются: чтобы обновить часть информации или исправить ошибки, не нужно выпускать новый тираж",-- рассуждает руководитель сервиса "Яндекса" "Поиск по организациям" Наталья Плешкова. Как отмечают игроки, сейчас все издатели, которые хотят не просто выжить, а преуспеть, вынуждены помимо бумажных версий выпускать целый пакет электронных опций -- CD и DVD, мобильный и интернет-доступ к информации, части баз данных под заказ и т. п.

Рынок стагнирует, сетуют игроки, поскольку основные средства, на которые существуют справочники,-- это деньги от размещения рекламы. Соотношение рекламных денег и доходов от продаж -- примерно 95 к 5. При этом, несмотря на некоторый рост на рекламном рынке в интернете, ТВ или радио, в области печатных СМИ, куда входят и справочники, по-прежнему застой.

По признанию участников рынка, на высокую рентабельность в таком высокорискованном бизнесе рассчитывать не приходится. "Докризисный показатель находился в коридоре 12-15%, а после кризиса, думаю, он сократился довольно значительно и балансирует в районе 5%",-- считает Зеленко. Для выпуска большого телефонного справочника (из разряда "большой четверки") требуется годовой бюджет порядка 100 млн. руб. "Это расходы на содержание армии агентов-охотников за рекламой, IT-службы, которая будет заниматься обработкой баз данных, их хранением, сегментированием и обновлением, операторов, дизайнерского подразделения,-- подсчитывает Зеленко.-- И затраты на печать.

Правда, нельзя не отметить тот факт, что в регионах В2С-справочники по сравнению с обеими столицами процветают.

Ниша специализированных бизнес-справочников по отраслям сегодня практически полностью свободна. На этом рынке присутствует лишь один заметный игрок -- Андрей Максимов со своей компанией "Издания Максимова" (выпускает серию справочников с контактной информацией лиц, принимающих решения). База данных поддерживается по всем отраслям и госаппарату, это около 180 тыс. человек.

Как признается Максимов, компания тяжело пережила последние два года, в определенный момент даже встал вопрос о дальнейшем существовании издательства. Уменьшился размер среднего чека (с 12-13 тыс. руб. до 5-6 тыс. руб.): раньше покупали несколько справочников на всех руководителей, теперь стали ограничиваться одним. Годовой оборот компании в докризисный год составил 48 млн руб., в этом году, по словам Максимова, будет "30 с хвостиком". Пришлось сокращать расходы в два раза.

"Самое сложное в кризис для меня -- поиск оборотных средств. Любое издание нужно информационно готовить минимум месяцев восемь,-- объясняет Максимов.-- Раньше я анонсировал новый проект (выход одного стандартного справочника компании обходится в сумму от 2 млн руб.) и собирал вперед деньги с подписчиков и покупателей, достаточные для того, чтобы финансировать проект. Сейчас никто не покупает вперед, несмотря на то, что у меня известный бренд и заслуженная репутация. Государство меня спасать не собиралось, а банки предлагали кредиты, начиная от 20% годовых, а это уже не очень серьезно".

Но выжили. Летом запустили линейку электронных справочников, кроме того, компания активно продает списки, т. е. базы данных, формируемые по заказу клиента по географическим отраслевым, должностным, иерархическим критериям.

15-20-процентная рентабельность бизнеса, по мнению Максимова,-- достижимый результат. Доходы "Изданий Максимова" идут от комбинации рекламы, "просевшей" на 60% в кризис, и так называемых бизнес-подарков. "Часть тиража мы выпускаем в корпоративном оформлении заказчика,-- объясняет Максимов.-- К примеру, Росатом заказал для себя 2 тыс. книг по бизнесу. Мы поменяли обложку и сделали книгу как корпоративное издание Росатома. Бренд и авторские права защищены, но это может использоваться корпорацией как фирменный подарок".

По словам Кирилла Николаева, отраслевые справочники выходят обычно в рамках каких-то событий -- форумов, конференций или выставок. "Обычно это превращается в журналы-каталоги рекламно-информационного характера, где сначала идут заказные статьи, а в конце -- отсортированные со ссылками по категориям: допустим, бензонасосы, перечень продающих их компаний, по установке -- еще список фирм, и все в таком духе",-- рассказывает Николаев. Цель таких справочников -- не заработать, а создать информационное поле. Как правило, такого рода издания финансируются текущими промышленными группами и живут в рамках существующих пресс-служб.

По мнению экспертов и участников рынка, проблема этого сегмента в том, что нет независимых источников, а цена независимости очень высока. А самый главный риск в том, что справочник -- это полиграфический "скоропорт", привязанный к определенному времени выхода. Если не найдется средств на издание очередного справочника, то информация безнадежно устареет и уже никому не пригодится.

Среди тех, кто оказывает гражданам справочные услуги, есть и телефонные службы. Лидерами этого рынка можно считать МГТС с ее справочными подразделениями 09 и 009, единую справочно-сервисную службу "0909", экспресс-справку "0633" и "Новую справку 0833" компании "Информтел" и ряд других. Расценки на их услуги разнятся несильно -- от 50 до 100 руб. Реальных исследований рынка, отмечают игроки, до сих пор нет. По субъективной оценке директора департамента справочно-информационного обслуживания МГТС Сергея Кунегина, годовой оборот этого рынка составляет не более $100 млн.

"Всю информацию можно найти и в интернете, к тому же сейчас каждый мобильный телефон позволяет получать информацию,-- рассуждает гендиректор единой справочно-сервисной службы "0909" Константин Лаврухин.-- Обращение в телефонную справочную -- абсолютно импульсная вещь, потому что если нам нужно узнать курс доллара и мы звоним в справочную, налицо ситуация, когда у нас нет интернета под рукой, нет времени, мы находимся явно не в Москве, при этом нет секретаря или друга, которые могли бы подсказать".

По этой причине главное в этом бизнесе -- возвратность абонента: если клиент однажды воспользовался сервисом и получил его на высоком уровне, то он позвонит еще.

Как отмечает Сергей Кунегин, в период кризиса несколько снизился спрос на услуги, но сейчас он стабилизировался, а в ближайшем будущем фокус будет смещаться от информации в сторону заказов и консультаций. Банальная справочная служба уже не работает, соглашается Лаврухин: выигрывают те игроки, которые предоставляют "консьерж-сервис", то есть полный спектр услуг. "Если нужно забронировать столик в ресторане со скидкой или билеты в кино, вызвать такси, эвакуатор, заказать доставку авиабилетов домой или в офис, вызвать врача, получить консультацию ветеринара -- в этом помогут наши операторы".

РОМАН РОЖКОВ


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное