В конце ноября правительство Москвы сообщило, какой в новом году будет стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В среднем жители столицы будут платить примерно на 15% больше, чем в 2010-м. В октябре руководитель Министерства регионального развития Виктор Басаргин на совещании с губернаторами и членами кабинета министров объявил, что средний по стране рост тарифов на ЖКУ не превысит 13-14%.
Медведев поручил министру провести "все необходимые мероприятия" с регионами, чтобы потом не пришлось "никого отлавливать, у кого там неожиданно тариф на воду вырос, как в прошлом году". Резкий рост тарифов в первом квартале 2010 года -- следствие эксперимента по передаче тарифного регулирования на муниципальный уровень. Муниципалитетам предписали отказаться от перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и перейти на стопроцентную оплату услуг -- при расширении адресной помощи малоимущим. В итоге за период с января по апрель цены выросли почти на 12%, втрое обогнав инфляцию. Оплаты "на все сто", конечно, добиться не удалось, но первым лицам все равно пришлось успокаивать граждан.
Привычная противоречивая риторика власти (с одной стороны, хотим, чтобы цены на воду, газ и свет стали рыночными, с другой -- чтобы населению не показалось слишком дорого) привела к столь же традиционному решению вопроса. То есть отрасль вернули к ручному управлению.
В октябре Минрегионразвития обнародовал такой прогноз: "По предложениям регионов, тарифы могут вырасти до 30%. Учитывая социальную значимость тарифного регулирования в данной сфере, целесообразно на 2011 год принять решение об установлении предельных параметров роста тарифов на федеральном уровне в среднем по субъектам федерации". В итоге прикинули, что нормально будет 15%. "Это средний рост тарифов по стране, конкретные суммы в разных регионах существенно отличаются,-- комментируют в фонде "Институт экономики города".-- Это сугубо политическое решение, экономического обоснования у него нет".
Понятно, что цены не могут не расти. Но непонятен принцип их индексации. Почему именно 15%? Федеральные чиновники лишь обещают сделать ценообразование открытым. Так, Виктор Басаргин в мае, выступая с докладом перед депутатами Госдумы, пообещал "продолжить создание прозрачных процедур тарифного регулирования". О конкретных мерах, как и прежде, не известно.
Деятельность организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы, относится к регулируемым видам деятельности, объясняют в Институте экономики жилищно-коммунального хозяйства: "Все затраты, включаемые в тариф, должны быть обоснованными. Кроме того, одним из критериев установления коммунальных тарифов является их доступность для потребителей. По данным официальной статистики за 2009 год, в среднем по России стоимость жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованному тарифу (ЭОТ) составляла 1361,48 руб. на квадратный метр.
Разговоры о том, что стоимость "коммуналки" растет, опережая инфляцию, потому что мы платим не по себестоимости, уже стали общим местом. "Помимо инфляционной составляющей в соответствующих отраслях рост тарифов связан с ростом цен на энергоносители, оплату труда, с сокращением объемов реализации услуг при сохранении условно постоянных затрат, -- уточняют в Институте экономики жилищно-коммунального хозяйства. Все так. Можно еще учесть фактор идейных и безыдейных неплательщиков (в 2010-м граждане задолжали "коммунальщикам" более 65 млрд руб.), коррупцию и другие вечные беды ЖКХ.
В ФСТ на вопрос о том, когда наконец отрасль придет к самоокупаемости, и движется ли она в этом направлении в принципе, не ответили. Получается, единственное, что можно сделать для повышения прозрачности коммунальных платежей -- установить индивидуальные приборы учета. Формирование тарифа останется загадкой, но, по крайней мере, вы знаете, за какой объем потребленных ресурсов платите.
На сайте госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следующим образом объясняется необходимость установки счетчиков: "Судите сами -- рост квартплаты неизбежен. Во-первых, дорожают ресурсы -- вода, газ, тепло. Во-вторых, страна постепенно переводит "коммуналку" на рыночные рельсы, на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. И если людям небогатым положены существенные денежные субсидии, то все остальные платят из собственного кармана".
Похоже, большинство граждан эти увещевания всерьез не воспринимает. Потребитель привык, что "коммуналка" год от года дорожает загадочным образом. По оценке Минэкономразвития, в России в 2007 году средняя семья (три человека, проживающие в квартире площадью 54 кв. м) тратила на ЖКУ почти 11% дохода (к слову, федеральный стандарт максимально допустимой доли платежей за жилье в собственных доходах населения установлен на уровне 22%). Для сравнения, в Германии этот показатель составлял 9,5%, в Швеции -- 6,6%, в ЕС в целом -- почти 8%. Конечно, там доходы другие. Но и у нас, видимо, цены пока еще не настолько высоки, чтобы экономия стала второй натурой, как это произошло в Европе.
ОЛЕГ ХОХЛОВ, НАТАЛИЯ БЛОХИНА




SIA.RU: Главное