Новости

ФАС открыл источник модернизации. Инновации следует оплачивать экономией средств по госзакупкам

Вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев и глава управления ФАС по контролю за госзаказом Михаил Евраев представили концепцию новой редакции закона "О госзакупках". Разработать "новую редакцию" закона потребовал президент Дмитрий Медведев, в послании федеральному собранию подвергший действующий закон N 94 новой порции критики. Концепция ФАС стала, судя по всему, и ответом Минэкономики, заявившему о намерении разработать альтернативный законопроект о госзакупках.

Концепция ФАС содержит указания на проблемы, выявленные в ходе применения закона "О госзакупках", и предлагаемые меры по их решению. В частности в своей презентации руководители ФАС напоминают, что действующий закон уже содержит положения, препятствующие участию в торгах фирм-однодневок с демпинговыми ценами, а также недобросовестных посредников. ФАС также ответила на упреки в том, что по действующему закону победитель торгов отбирается только по критерию цены без учета качества. В ФАС подчеркивают: неспособность заказчика сформулировать требования к качеству закупаемой продукции говорит не о качестве закона, а о низкой квалификации заказчика. Одно из решений проблемы -- централизация госзаказа в головных ведомствах, которые должны будут разработать типовые контракты, заложив в них требования к качеству продукции, в том числе "инновационной". Таким же способом ФАС предлагает ограничить чиновников в закупках товаров бизнес-класса,-- дорогих автомобилей, мебели и других предметов роскоши. Головное ведомство должно выработать нормативы цен для подобных товаров и предусмотреть ответственность за их превышение.

Однако самым радикальным вчера стало предложение ФАС по изменению всей системы бюджетного финансирования. Действующая система предполагает ежегодное выделение Минфином средств для министерств и ведомств в рамках соответствующих лимитов. Осваивать эти средства ведомства могут только по результатам аукционов и конкурсов в соответствии с законом "О госзакупках". При этом к концу финансового года ведомства, не исчерпавшие лимит финансирования, далее доступа к этим средствам не имеют: они расходуются в рамках госбюджета следующего года, в котором лимит данного ведомства может быть "урезан" на сумму неизрасходованных средств. При использовании подобной схемы ведомства заинтересованы потратить все выделенные в рамках лимита средства до конца финансового года.

ФАС предлагает ведомствам способ "легализовать" сэкономленные средства. Предполагается, что 50% средств, сэкономленных за счет конкурентных процедур при размещении госзаказа, должны оставаться на счетах ведомства, которое будет вправе использовать их на закупку дополнительных товаров и услуг, а также частично направлять их в фонд оплаты труда сотрудников.

По предварительным оценкам ФАС, обнародованным 24 февраля, введение подобной схемы позволит ежегодно направлять на инновационное развитие РФ дополнительно 200-300 млрд руб. Подобная оценка, впрочем, вызывает вопросы.

При этом в ФАС признают: для того, чтобы объем экономии не был виртуальным, ведомствам необходимо ужесточить критерии установления стартовой цены при госзакупках. В соответствии с предложениями ФАС, начальная цена должна определяться на основании информации официального сайта госзакупок, в том числе -- цен уже заключенных контрактов, цен производителей, а также других источников, с обязательной публикацией полученных результатов на сайте госзакупок.

Александр Гудков

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное