Новости

Рыбий бунт. Протесты рыбаков против родившейся в недрах власти идеи сделать рыбалку платной вознесли проблему на небывалые политические высоты

Протесты рыбаков против родившейся в недрах власти идеи сделать рыбалку платной вознесли проблему на небывалые политические высоты. О своем хобби с удочкой вспомнили и премьер, и президент. Оба успокоили: можно будет ловить и не платить. Однако на деле конфликт еще не разрешен.

Митинги рыбаков 26 марта прошли в 15 российских городах, включая Москву. Громче всего протестовали в Казани. Рассадник вольнодумства -- редакция газеты "Рыбак рыбака", которая и призвала своих читателей проявить гражданскую позицию. Работают в ней семь человек, тираж -- 33 тыс. экземпляров, до сих пор в громких акциях редакция замечена не была. "Вообще мы лишь кинули клич,-- как будто извиняется главный редактор Алексей Цессарский.-- Объединение рыбаков -- горизонтальная структура, не централизованная. В регионах они договаривались сами, мы только назначили дату".

Возможно, именно стихийность протеста, который никто толком не организовывал, так напугала власть -- в последнее время это актуально. Политологи говорят, что, когда протест зарождается внутри народных масс, это опаснее, чем манифестации за абстрактные ценности типа Конституции.

Как бы то ни было, реакция на выступления рыбаков оказалась оперативной. 7 апреля прореагировали одновременно и Медведев, и Путин. Президент поручил "принять меры по обеспечению права граждан на свободное и бесплатное рыболовство при предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям водопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства на платной основе". Премьер же поручил разработать очередные поправки к рыболовному закону, а пока они готовятся, установить мораторий на конкурсы по распределению участков для организации платной рыбной ловли.

Весь этот государственный скандал возник из-за единственного пункта закона о рыболовстве. В новой версии от 2010 года он выглядит так: "На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства... рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки".

То есть прямого запрета на бесплатную рыбалку нет, хотя без путевки вроде бы тоже нельзя. Но Госдума умеет писать и более невнятные законы, не вызывая массовых протестов. Все дело в правоприменении. Демонстрации начались, когда региональные чиновники начали распределять по конкурсам рыбопромысловые участки (РПУ). Оказалось, что на самых популярных рыбацких местах теперь можно ловить только за деньги. Глава Росрыболовства Андрей Крайний уже устал повторять, что 6,5 тыс. РПУ, которые отдаются в аренду, это капля в море: в России 2 млн озер и 130 тыс. рек. Рыбаков не интересуют бескрайние водные ресурсы страны -- их интересуют омуты, где клюет.

"У нас вообще не осталось альтернативных, бесплатных мест,-- говорит Андрей Овчинников из Казани.-- Сплошные рыбопромысловые участки каждый по 30-50 км длиной. Кама, Волга, Вятка -- сплошные РПУ на всей территории Татарстана. И сразу начался беспредел: ловишь рыбу без путевки -- подходят чоповцы, кладут лицом в снег".

Претензии любителей-рыболовов выглядят обоснованными: распределением рыбных мест заведуют региональные чиновники -- неудивительно, что лучшие куски достаются им.

По подсчетам Росрыболовства, в России 25 млн рыбаков-любителей. Компания большая, но не сказать чтобы дружная. И все вместе они испытывают классовую вражду к сибаритам, у которых на берегу платного зарыбленного пруда клюет на голый крючок.

На рыбаков работает целая индустрия, размеры которой у нас, правда, никто не оценивал. Интернет-магазины подарков и часов всем уже надоели, сейчас в сети активно стали торговать катушками и удилищами. "Рынок пока не заполнен, поэтому интересен,-- говорит администратор магазина shimanostore.ru Максим Суриков.-- За пару лет количество запросов по слову Shimano увеличилось в два раза. Годовой оборот у магазина снастей -- 5-10 млн руб., прибыль составляет 30-40%". Запущено и российское производство.

Но настоящий бизнес -- это все же платная рыбалка, которая до недавних скандалов развивалась довольно успешно. "Индустрия рыболовства в Астраханской области принесла седьмую часть доходов области,-- рассказывает "Деньгам" Андрей Крайний.-- По подсчетам Гильдии туризма, ее оборот -- около 60 млрд руб., в ней занято около 20 тыс. человек. Камчатка, Карелия, Мурманск, Ростовская область, Ямал, Хабаровский край -- вот навскидку регионы, которые могут повторить такой опыт".

Рыбаки, понятно, боятся захвата водоемов бизнесменами. Предприниматели парируют: а что происходит с реками и озерами без хозяина? Мусор, оставшийся после рыбаков, можно вывозить самосвалами. Институт рыбоохраны практически уничтожен: на всю Россию порядка 2 тыс. рыбинспекторов. Они не успевают следить даже за браконьерами, не то что за теми, кто замусоривает реки и озера.

Хозяина у рек не появляется. "По закону я даже не имею права заниматься зарыблением озера, на котором стоит моя база,-- говорит Андрей Лебедев, директор охотничье-рыболовного хозяйства "Черные камни" в Карелии.-- Это может делать только государство". У государства за водоемами следить не получается. Переложить это дело на плечи бизнеса тоже не удалось. "Самый лучший пиар -- сказать с экрана телевизора, что вся рыбалка должна быть бесплатной",-- резюмирует Владимир Петрушин.

ИВАН ЖДАКАЕВ


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное