На фоне масштабных инвестпрограмм энергокомпаний государство впервые за много лет обратило пристальное внимание на профильное машиностроение. Минпромторг представил стратегию развития отрасли до 2030 года, в которой основной упор сделан на защиту рынка от иностранных производителей и импортозамещение. Иностранцам, чтобы сохранить доступ к российскому рынку, предлагается налаживать и локализовать здесь производство, передавая технологии совместным предприятиям (СП).
Угроза национальной безопасности
В марте Минпромторг представил "Стратегию развития российского энергетического машиностроения до 2030 года". Ключевая идея -- обеспечение "энергетической безопасности" страны" с помощью импортозамещения. К 2020 году оборудование иностранного производства должно занимать не более 20% российского рынка. Пока его суммарная мощность не превышает 5% от общей. Но, считают в Минпромторге, если рынок будет развиваться так же, как сейчас, к 2020 году на зарубежном оборудовании будет работать до 27% мощностей российской энергосистемы, что "недопустимо с точки зрения безопасности". Безопасным уровнем министерство считает 20%.
Однако российские энергетики большую часть оборудования контрактуют за рубежом. По данным Минпромторга, более 50% контрактов до 2013 года заключены с иностранцами, и тенденция не меняется. По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, это происходит, в первую очередь, потому, что многие востребованные виды оборудования просто не производятся в России. "Технологии либо отсутствовали, либо были утеряны",-- поясняет эксперт. Например, Минпромторг оценивает потребность отрасли в газовых турбинах в 2011-2015 годы в 24 ГВт, из которых 23 ГВт придется на импортные поставки. Кроме того, добавляет господин Пикин, порой заказывать оборудование за рубежом дешевле, в силу того, что его производство поставлено там "на конвейер", в России же это "штучный продукт". Минпромторг подтверждает, что "цены на российское энергетическое оборудование уже превысили уровень цен на аналогичное оборудование китайского производства и вплотную подошли к уровню цен ведущих европейских, американских и японских компаний".
Заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев добавляет, что иностранные поставщики предлагают удобные схемы финансирования контрактов, тогда как в России такой практики почти нет.
Тучи над границей
В Минпромторге видят два сценария развития отрасли -- "инвестиционный и партнерский". При инвестиционном "осуществляется формирование в компаниях, разрабатывающих и производящих оборудование четко определенных центров компетенции и развитие их научно-технологической базы за счет инвестиций". Но в результате российский энергомаш "может оказаться не в состоянии обеспечить российских и зарубежных потребителей современным энергетическим оборудованием из-за ограниченной возможности центров компетенции", а отечественная энергетика станет зависимой от закупок зарубежного оборудования. Это "повлечет за собой возникновение потенциально весьма опасной зависимости стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих". К 2020 году доля российских производителей на внутреннем рынке составит всего 15%, а количество занятых в отрасли уменьшится на 60%, до 25 тыс. человек.
"Партнерский вариант" предполагает государственно-частное партнерство разработке инновационных технологий, масштабные вложения НИОКР и наукоемкие технологии, в том числе и из средств федерального бюджета.
При этом в стратегии прямо говорится, что государству придется защищать рынок от иностранных производителей. Например, "в случае достижения доли российской энергосистемы, основанной на зарубежном оборудовании, требующем регулярных поставок запасных частей иностранного производства, значения в 20%, участие в конкурсах заявок с зарубежным оборудованием должно быть законодательно запрещено". Также Минпромторг предлагает провести антидемпинговые расследования в случае обнаружения "недобросовестной конкуренции и откровенного демпинга". Эту идею поддержал и Владимир Путин, заявивший на прошлой неделе на съезде Союза машиностроителей, что "действенным механизмом по защите интересов российских производителей должно стать и таможенно-тарифное, и нетарифное регулирование".
Сдавайте лицензии
Но Минпромторг старается подсластить пилюлю для обеспокоенных иностранцев, уверяя, что подобные меры не являются ключевыми . Ведь одним из основополагающих элементов "партнерского варианта" должны стать СП с иностранными партнерами и получение от них технологий. Процесс создания СП уже начался. Первопроходцем стал немецкий Siemens, который создал СП "Интертурбо" с "Силовыми машинами" еще в 1991 году.
В последнее время проектов СП в энергомаше стало гораздо больше. В феврале французский Alstom подписал соглашение с "РусГидро" о создании совместного производства в Башкирии. Там будет выпускаться оборудование для малых ГЭС мощностью до 25 МВт, средних ГЭС (до 100 МВт) и гидроаккумулирующих станций (до 150 МВт).
По логике Минпромторга, через СП с иностранцами российский энергомаш должен пойти по тому же пути, что и автопром.
У них
По данным самих машиностроителей, в 2010 году объем мирового рынка энергооборудования составил около $95,6 млрд, показав падение к 2009 году на 9,2%. "В кризис выполнялись много заказов, законтрактованных двумя-тремя годами ранее, поэтому выручка компаний росла,-- поясняет Никита Мельников из ИК "Атон", согласный с приведенными выше оценками рынка.-- На падение 2010 года, соответственно, повлияли кризисные годы, когда заказов поступало меньше". Крупнейшим игроком рынка остается GE, контролирующая 29%, второе место занимает Siemens -- 19,2%, третье -- Alstom с 16,3%. Все российские энергомашиностроители занимают не более 2%, причем из них 1,5% приходятся на "Силовые машины".
Минпромторг оценивает мировой рынок иначе -- на уровне $70 млрд, причем на GE, по мнению министерства, приходится 24%, Alstom -- 16%, Siemens - 10%. Однако в оценках доли российских компаний на мировом рынке и машиностроители, и чиновники сходятся. В министерстве отмечают, что мировые компании проявляют все большую активность на российском рынке и "традиционных для России рынках энергетического машиностроения -- в странах СНГ и Азиатского региона", используя при этом "все возможные методы, чтобы вытеснить российских производителей, в частности, демпинговые цены и кредитование потребителей на выгодных для них условиях".




SIA.RU: Главное