О возросших требованиях к банкам со стороны правоохранительных органов говорится в обращении в Росфинмониторинг, направленном Ассоциацией российских банков (АРБ). Из него следует, что в дополнение к информации, запрашиваемой по операциям банковских клиентов, правоохранительные органы теперь требуют предоставлять и внутрибанковскую информацию. Речь идет о копиях правил внутреннего контроля в целях борьбы с отмыванием, документов о назначении ответственных за это сотрудников, а также о сообщениях по операциям, подлежащим обязательному контролю, направленных банками в Росфинмониторинг. Все это внутрибанковские документы, не имеющие отношения к клиентским операциям, указано в письме АРБ. По словам участников рынка, раньше правоохранительные органы серьезного интереса к ним не проявляли, но в последнее время число таких запросов резко возросло. "Я знаю банки среднего уровня, которые получают по три-четыре таких запроса за две недели, и банки крупнее, у которых до пяти запросов в неделю",-- говорит представитель службы внутреннего контроля банка из топ-50.
Дополнительную информацию органы внутренних дел запрашивают со ссылкой на нормы закона "О полиции", "О банках и банковской деятельности" и "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе для получения доказательств при расследовании уголовных дел. А за неисполнение требований, содержащихся в запросах, обещают привлекать к ответственности.
Банкиры считают, что трактовать таким образом законы неправомерно. "Наша цель -- поставить в известность Росфинмониторинг, поскольку, выполняя требования правоохранительных органов, банки автоматически нарушают статью 4 закона 115-ФЗ,-- сообщил председатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенса Александр Наумов.-- Она запрещает им раскрывать информацию о принимаемых мерах по противодействию легализации третьим лицам, кроме уполномоченного органа, то есть самого Росфинмониторинга.
Дополнительная информация необходима правоохранительным органам для того, чтобы препятствовать сговору банков с клиентами с целью отмывания средств и вывода активов, указывают там. "Если такая информация запрашивается, то не просто так: банки проводят клиентские операции, в ходе которых те выводят активы в офшоры, отмывают средства или занимаются незаконной обналичкой. Банки не всегда, конечно, являются соучастниками преступлений, но это вскрывается лишь в момент отзыва лицензий за нарушение антиотмывочного законодательства",-- говорит оперативный сотрудник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по городу Москве, пожелавший остаться неназванным.
Фактически это означает, что в качестве потенциальных нарушителей антиотмывочного законодательства, попадающих под уголовную ответственность, правоохранительные органы видят не только клиентов банков, но и их сотрудников. "Если это примет массовый характер, то станет крайне опасным,-- говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.-- Банки и так крайне встревожены штрафными санкциями со стороны Банка России, а возросший риск неправомерного привлечения к уголовной ответственности полностью обесценит эту профессию". По ее мнению, единственным выходом из ситуации является скорейшее согласование позиций всех ведомств, проверяющих и наказывающих банки в рамках 115-ФЗ.
Дополнительную информацию органы внутренних дел запрашивают со ссылкой на нормы закона "О полиции", "О банках и банковской деятельности" и "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе для получения доказательств при расследовании уголовных дел. А за неисполнение требований, содержащихся в запросах, обещают привлекать к ответственности.
Банкиры считают, что трактовать таким образом законы неправомерно. "Наша цель -- поставить в известность Росфинмониторинг, поскольку, выполняя требования правоохранительных органов, банки автоматически нарушают статью 4 закона 115-ФЗ,-- сообщил председатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенса Александр Наумов.-- Она запрещает им раскрывать информацию о принимаемых мерах по противодействию легализации третьим лицам, кроме уполномоченного органа, то есть самого Росфинмониторинга.
Дополнительная информация необходима правоохранительным органам для того, чтобы препятствовать сговору банков с клиентами с целью отмывания средств и вывода активов, указывают там. "Если такая информация запрашивается, то не просто так: банки проводят клиентские операции, в ходе которых те выводят активы в офшоры, отмывают средства или занимаются незаконной обналичкой. Банки не всегда, конечно, являются соучастниками преступлений, но это вскрывается лишь в момент отзыва лицензий за нарушение антиотмывочного законодательства",-- говорит оперативный сотрудник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по городу Москве, пожелавший остаться неназванным.
Фактически это означает, что в качестве потенциальных нарушителей антиотмывочного законодательства, попадающих под уголовную ответственность, правоохранительные органы видят не только клиентов банков, но и их сотрудников. "Если это примет массовый характер, то станет крайне опасным,-- говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.-- Банки и так крайне встревожены штрафными санкциями со стороны Банка России, а возросший риск неправомерного привлечения к уголовной ответственности полностью обесценит эту профессию". По ее мнению, единственным выходом из ситуации является скорейшее согласование позиций всех ведомств, проверяющих и наказывающих банки в рамках 115-ФЗ.




SIA.RU: Главное