Новости

Угольщикам предлагают скинуться. Расширение Транссиба может стоить им всей экспортной маржи

Минтранс предложил повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт. Надбавка может составить, по разной информации, от 20 до 30%. Дополнительные деньги нужны РЖД, чтобы увеличить пропускную способность участка Транссиба Тайшет--Междуреченск, без чего не смогут заработать крупные угольные проекты в Туве. Угольщики уже начали подсчитывать убытки: ежегодные потери только предприятий Кузбасса могут составить 19 млрд руб.

Министерство транспорта вынесло на обсуждение возможность введения 20-процентной надбавки на экспортную перевозку угля, рассказали "Ъ" источники в ведомстве, РЖД и ряде угольных компаний. По данным "Интерфакса", предложено 30-процентное повышение тарифа, а идея озвучена 18 августа на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

По словам одного из топ-менеджеров РЖД, на том совещании должен был обсуждаться вопрос о реализации проекта по строительству новой железнодорожной линии, которая ведет к месторождениям Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Там готовятся начать добычу угля Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова, "Северсталь" Алексея Мордашова и ЕПК Игоря Алтушкина и Руслана Байсарова. Без этой железнодорожной ветки реализация тувинских проектов невозможна. Но обсуждение в итоге свелось к разговору об источниках финансирования развития уже существующего участка Красноярской железной дороги -- Тайшет--Междуреченск (к нему будет подключена ветка Кызыл--Курагино).

Дело в том, что уже сейчас Транссиб испытывает дефицит провозных емкостей, а в ближайшее десятилетие, по расчетам РЖД, грузооборот должен вырасти на 86,7 млн тонн, то есть в 1,7 раза к текущему уровню. В этом году РЖД объявили о начале проекта комплексного развития участка Междуреченск--Тайшет, в ходе которого должно быть построено 145 км вторых путей и обновлены основные объекты инфраструктуры. На эти цели в 2011-2013 годах монополия выделит 4,4 млрд руб. Но источник "Ъ" в РЖД говорит, что общая стоимость расширения Транссиба на этом участке -- больше 120 млрд руб. Без увеличения пропускной способности участка Тайшет--Междуреченск реализация угольных проектов в Туве может затрудниться. В связи с тем, что проект Кызыл--Курагино завязан на обновлении и расширении участка Транссиба, Минтранс предложил повысить в следующем году стоимость перевозки экспортного угля.

Повышение тарифа коснется в основном компаний Кузбасса, где сосредоточены основные угледобывающие мощности. Крупнейшие из работающих в Кемеровской области компаний -- "Кузбассразрезуголь" (КРУ), Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), "Южный Кузбасс" группы "Мечел", "Южкузбассуголь" и "Распадская" (на 100 и 40% соответственно принадлежащие Evraz), "СДС-уголь", "Сибуглемет", Кузбасская топливная компания.

Никто из кузбасских угольщиков вчера не захотел обсуждать инициативу Минтранса. В то же время, по информации источников "Ъ", в защиту угледобывающих компаний уже выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В начале недели он направил письмо премьер-министру Владимиру Путину, в котором просит "более тщательно проработать предложения по дополнительной индексации железнодорожных тарифов".

По оценкам источников "Ъ" в угольной отрасли, повышение тарифа затронет в основном производителей энергетического угля. Если общий тариф поднимут на 20%, рентабельность поставок в Европу будет стремиться к нулю, если на 30% -- экспорт и вовсе станет бессмысленным.

Роман Асанкин, Александр Панченко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное