ФАС внесла в правительство законопроекты "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ" и "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ". Угрозы нефтяникам со стороны ФАС, озвученные ведомством еще в марте 2011 года, оформлены в документ. Проект "Об обороте нефти и нефтепродуктов" предполагает запрет на покупку или строительство новых АЗС компаниям, доля которых на региональном рынке превышает 35%. Им запрещается даже покупка участков под АЗС. В случае нарушения подобная сделка будет признаваться ничтожной, ФАС сможет требовать в суде дополнительного наказания в виде принудительного разделения компании с продажей выделенных организаций неаффилированным структурам. Ограничения коснутся и компаний, контролирующих более 25% мощностей по хранению нефтепродуктов,-- они будут обязаны предоставлять услуги по хранению нефтепродуктов независимым компаниям на недискриминационных условиях. Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами -- эта мера должна гарантировать, что независимые АЗС будут приобретать нефтепродукты по тем же ценам, что и розничные сети вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Все эти новости огласил вчера заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин.
Разразившийся в апреле топливный кризис показал, что увеличение доли независимых АЗС не является гарантией снижения цен. В условиях дефицита ВИНК направляли все топливо на собственные АЗС, заставляя независимых игроков покупать его по выросшим биржевым ценам. При этом, если компания не экспортирует излишки в ущерб внутреннему рынку, а реализует все свое топливо через собственные заправки, ФАС не может обвинить ее в дискриминации независимых АЗС. Как пояснил "Ъ" директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков, результатом кризиса стал существенный передел рынков в пользу монополистов. "Независимые компании, оставшиеся без бензина, были вынуждены или ничего не делать, или торговать дорого. В обоих случаях это убытки, так как все поехали заправляться на сети АЗС ВИНК". В результате многие независимые игроки вынуждены продаваться. "Так как из-за кризиса капитализация их бизнеса резко упала, ВИНК в регионах сейчас активно скупают "кустовые сети" из 10-15 АЗС",-- говорит господин Строков.
По его мнению, законопроект ФАС мог бы поддержать независимые сети АЗС, но к тому времени, когда он обретет силу закона, передел рынка может быть уже завершен, а доля независимого сегмента рынка -- существенно уменьшиться.
Второй представленный вчера законопроект ФАС -- "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты" -- содержит принципы расчета конкурентных цен внутреннего рынка, отклонение от которых могло бы квалифицироваться ФАС как установление монопольных цен. Согласно законопроекту, монопольными цены будут считаться в том случае, если будут выходить за пределы трех индексов -- индекса сопоставимых рынков (экспортный паритет на основе netback), а также индексов биржевого и внебиржевого рынков (на базе обязательной регистрации монополистами всех внебиржевых сделок на СПМТСБ). Так как netback для каждой компании различен, законопроект допускает установление правительством дополнительных коэффициентов к индексу сопоставимых рынков, что существенно снижает прозрачность методики. Участники рынка скептически относятся к предложениям ФАС, предпочитая использовать индексы ценовых агентств (Argus Media, Platts).
Одновременно глава ФАС Игорь Артемьев сделал ряд новых жестких заявлений в адрес нефтяников, не оставляющих сомнений: осень начинается новой кампанией ФАС против крупного нефтяного бизнеса. В ближайшие дни служба определится с размерами штрафов, которые будут наложены на ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Газпром нефть" в рамках "третьей волны" антимонопольных дел, инициированной в феврале 2011 года по факту декабрьского роста цен на авиакеросин и дизтопливо.
Александр Гудков
Разразившийся в апреле топливный кризис показал, что увеличение доли независимых АЗС не является гарантией снижения цен. В условиях дефицита ВИНК направляли все топливо на собственные АЗС, заставляя независимых игроков покупать его по выросшим биржевым ценам. При этом, если компания не экспортирует излишки в ущерб внутреннему рынку, а реализует все свое топливо через собственные заправки, ФАС не может обвинить ее в дискриминации независимых АЗС. Как пояснил "Ъ" директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков, результатом кризиса стал существенный передел рынков в пользу монополистов. "Независимые компании, оставшиеся без бензина, были вынуждены или ничего не делать, или торговать дорого. В обоих случаях это убытки, так как все поехали заправляться на сети АЗС ВИНК". В результате многие независимые игроки вынуждены продаваться. "Так как из-за кризиса капитализация их бизнеса резко упала, ВИНК в регионах сейчас активно скупают "кустовые сети" из 10-15 АЗС",-- говорит господин Строков.
По его мнению, законопроект ФАС мог бы поддержать независимые сети АЗС, но к тому времени, когда он обретет силу закона, передел рынка может быть уже завершен, а доля независимого сегмента рынка -- существенно уменьшиться.
Второй представленный вчера законопроект ФАС -- "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты" -- содержит принципы расчета конкурентных цен внутреннего рынка, отклонение от которых могло бы квалифицироваться ФАС как установление монопольных цен. Согласно законопроекту, монопольными цены будут считаться в том случае, если будут выходить за пределы трех индексов -- индекса сопоставимых рынков (экспортный паритет на основе netback), а также индексов биржевого и внебиржевого рынков (на базе обязательной регистрации монополистами всех внебиржевых сделок на СПМТСБ). Так как netback для каждой компании различен, законопроект допускает установление правительством дополнительных коэффициентов к индексу сопоставимых рынков, что существенно снижает прозрачность методики. Участники рынка скептически относятся к предложениям ФАС, предпочитая использовать индексы ценовых агентств (Argus Media, Platts).
Одновременно глава ФАС Игорь Артемьев сделал ряд новых жестких заявлений в адрес нефтяников, не оставляющих сомнений: осень начинается новой кампанией ФАС против крупного нефтяного бизнеса. В ближайшие дни служба определится с размерами штрафов, которые будут наложены на ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Газпром нефть" в рамках "третьей волны" антимонопольных дел, инициированной в феврале 2011 года по факту декабрьского роста цен на авиакеросин и дизтопливо.
Александр Гудков




SIA.RU: Главное