Новости

Сторожевой пост

Алексей Кудрин долгие годы был верным соратником Владимира Путина и архитектором выстроенной за это время финансовой вертикали. Теперь главный вопрос — не имя его преемника, а сможет ли новый министр финансов столь же упрямо отстаивать приоритет бюджетной политики.

МАКСИМ КВАША

Было чем хлопать

Громкая отставка Алексея Кудрина на прошлой неделе для многих затмила даже объявление о президентской рокировке. И если "бурные аплодисменты, переходящие в овации", на съезде "Единой России" породили главным образом воспоминания о "гонках на лафетах" начала 80-х и несколько несмешных анекдотов, то телеспектакль, в котором превратившийся к тому моменту в "хромую утку" президент Медведев, подглядывая в iPad, пытается уволить министра, осмелившегося противоречить начальству, уже произвел впечатление чего-то забытого. Настоящей политики.

Это даже породило у некоторых комментаторов иллюзии насчет того, что после ухода из правительства Кудрин может стать политиком оппозиционного толка. Вряд ли. Многолетняя лояльность Владимиру Путину не позволит. Как не позволит и неоднозначная репутация среди потенциального электората, не говоря уже про закулисные договоренности, о которых и Кудрин, и его визави из Белого дома будут хранить гробовое молчание.

Вряд ли светят Кудрину в ближайшее время и другие важные государственные должности, включая пост главы Банка России. Уж слишком обидно он одной единственной репликой "окоротил" президента, сообщив, что об отставке он сначала посоветуется с премьером.  Уж слишком громко хлопнул дверью.

Кстати, было чем хлопать. В правительстве любой страны мира минфин -- одно из самых, если не самое важное ведомство. В России оно, пожалуй, гипертрофированно важное.

Фискальная рутина

Формально налоги в России собирает Федеральная налоговая служба (ФНС), но не следует забывать о том, что координирует ее деятельность все же Минфин. Да и все без исключения изменения в налоговом законодательстве происходят как минимум с одобрения этого ведомства. А фактически при Алексее Кудрине все существенные изменения шли именно из его ведомства.

Поэтому, например, никакие радикальные идеи -- вроде долго муссировавшейся советником президента Аркадием Дворковичем замены НДС на налог с продаж -- не имели ни малейшего шанса превратиться в закон. Та же судьба постигла предвыборные рассуждения нынешнего президента о возможности значительного снижения НДС. Да и в недавней истории со ставкой соцналога победил именно вариант Минфина.

А фискальному федерализму при Кудрине и вовсе пришел конец. О принципе разделения доходов между центром и регионами в пропорции 50:50 давно забыли.

Гражданам, пытающимся называть господина Кудрина либеральным экономистом, стоит напомнить о том, что последовательности в отстаивании низких налогов он не проявлял.

На страже расходов

Один из экс-министров финансов, Александр Лившиц, прославился лозунгом "Денег нет!" В принципе это должно быть главным слоганом любого министра финансов. В разумных, конечно, пределах. Иначе в конкуренции за госденьги всегда будут побеждать сильнейшие лоббисты, а остальным придется жить впроголодь. Вряд ли только Алексея Кудрина стоит винить в гигантском разрыве в зарплатах бюджетников, но он явно мало сделал для того, чтобы избавиться от абсурдных диспропорций. Вроде таких вот контрастов: мальчишка-чиновник получает около 100 тыс. руб. в месяц, а заслуженный преподаватель, скажем, Гнесинского училища -- пять.

Впрочем, Кудрин как раз и пал жертвой тех самых бюджетных лоббистов, когда пытался остановить ничем не подкрепленную вакханалию роста расходов -- на Кавказ, оборону и т. д.

Искусство баланса

Славу лучшего министра финансов Европы Кудрин в определенном смысле заслужил именно за успех в этом нелегком деле. Поддержание бездефицитного бюджета -- пожалуй, высший пилотаж искусства компромисса. Тут, правда, надо напомнить, что от чудовищного дефицита бюджета впервые удалось избавиться все же правительству Евгения Примакова в 1999 году.

Да и у критиков высокого профицита нулевых есть своя правда. Нефтяные сверхдоходы можно было бы пустить на латание инфраструктурных дыр, стимулирование экономики в кейнсианском духе. Да и небольшой дефицит может быть вполне разумным, пока он не приводит к росту госдолга в процентах к ВВП и не высасывает с финансового рынка ресурсы, необходимые реальному сектору.

Контраргументы сторонников Кудрина (их, кстати, в той или иной форме не раз повторял Владимир Путин) варьировались от версии "все украдут" (ее в прошлом году, кстати, нечаянно подтвердил Дмитрий Медведев, когда обнародовал шокирующий объем коррупции -- триллион в год -- на госзакупках) до более сложных вроде надувания пузырей в неторгуемых активах и необходимости снижения инфляции до мало-мальски цивилизованных уровней.

Экономика по Ветхому Завету

Но пожалуй, главный успех Минфина при Кудрине -- создание бюджетной конструкции, которая позволяла при непредсказуемых доходах (из-за колебаний цен на нефть) иметь предсказуемые расходы. Сначала для этого был создан Стабфонд, затем бюджет был разделен на нефтяную и ненефтяную части.

Идея, мягко говоря, не нова: Иосиф, сын Иакова, рассказывая египетскому фараону сон о семи тучных и семи тощих годах, предлагал, по сути, то же самое -- делать запасы на черный день. В российском исполнении идея многим казалась очень удачной. Особенно в 2008-2009 годах, когда использование резервов спасло экономику от слишком сильного шока.

Впрочем, несмотря на очевидные достоинства, у этой конструкции с самого начала было немало критиков. Они говорили, что за счет Стабфонда, покупая доллары США, мы кредитуем бюджет потенциального противника, лишаем экономику необходимых ресурсов, консервируем бедность.

Критиковали Кудрина и с другой стороны -- за излишнюю мягкость и уступчивость. В начале нулевых цена отсечения, при которой бюджет становился бездефицитным, а допдоходы шли в Стабфонд, была около $20 за баррель. Сейчас бюджет с трудом балансируется и при $100 за бочку нефти. Кроме того, никакой стабильности у этой конструкции не было, по факту она постоянно пересматривалась, а к 2009 году от нее и вовсе временно отказались. Кто бы ни занял кабинет на Ильинке, ему придется что-то с этим делать, иначе расходные амбиции госсектора вновь разрушат пусть и шаткую, но все же относительно устойчивую конструкцию эпохи Кудрина.

Иллюзия простоты и прозрачности

Чиновники Минфина иногда любят подчеркивать, что по международным критериям российский бюджет крайне прозрачен. И правда, любой желающий может скачать его почти полностью, за вычетом секретных разделов. Вот только прочитать и понять получится мало у кого.

То же касается и другой сферы ответственности Минфина -- политики в сфере бухучета. Миллион с лишним бухгалтеров по всей стране давно уже смирились с тем, что постоянные изменения инструкций, правил и формальностей в любой момент могут поставить чуть ли не любое предприятие на грань налогового преступления.

Больше чем Минфин

Кудрин уже давно был много больше, чем просто глава Минфина. О его формальном статусе вице-премьера газеты зачастую даже забывали упоминать. И без того было понятно, что это одно из самых важных лиц в государстве -- человек, определяющий большую часть экономической политики. Впрочем, вполне возможно, что даже весьма информированные люди недооценивают, насколько он был серьезным препятствием для откровенно маразматических идей и чрезмерно популистских расходов.

Неудивительно, что премьеру уже пришлось разделить его полномочия. А возможно, вскоре придется разделить еще раз.

Здесь понадобятся и широчайшая эрудиция, и интуиция, и опыт. В правительстве таких людей немного, чуть ли не двое, примерно столько же -- в ЦБ, еще несколько -- в частном секторе и в госбанках, причем никто из них, кажется, не пользуется особенным доверием первых лиц государства и не горит желанием занять "расстрельную должность". Так что шансы на откровенно ошибочные или хотя бы запоздалые решения явно выросли.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное