План, текст которого вчера в официальном русском переводе опубликовал Минфин РФ, предполагает довольно обширную координацию национальных правительств в вопросах финансовой и экономической политики, де-факто обеспечивая ранее объявленный саммитами G20 в основном на уровне деклараций "подъем" регулирования экономики с национального на международный уровень. Документ, который более конкретен, чем ранее, и теперь напоминает по стилистике решения саммитов Евросоюза, констатирует: "мировая экономика вошла в новую и трудную фазу", которая характеризуется снижением темпов экономического роста, повышением рисков и ослаблением доверия, вызванного, в частности, проблемами госдолга в развитых странах Европы и отсутствием сдвига спроса от госсектора к частному и от внешнего к внутреннему в США. В этой связи в развивающихся странах план фиксирует "очевидные признаки замедления роста" при сохранении рисков финансовой нестабильности и -- парадоксально -- перегрева экономики.
Конечная цель плана -- обеспечение большего числа и более качественных рабочих мест, содействие социальному объединению и развитию и борьба с бедностью.
План уже на уровне G20 фиксирует обязательства стран зоны, принятые на саммите 26 октября,-- увеличение ресурсов EFSF до 1 трлн евро, усиление бюджетного надзора и качества управления в зоне евро, "исключительное" решение по обеспечению устойчивости госдолга Греции (списание 50% долга частному сектору и рекапитализацию банков) и рост норматива достаточности капитала первого уровня крупных банков до 9% к июню 2012 года.
Отдельно упомянуты обязательства Италии "приблизиться к сбалансированности бюджета к 2013 году" и снизить отношение долга к ВВП с 2012 года реализацией пакета налогово-бюджетных мер на 60 млрд евро и обязательства США -- по поддержке роста при помощи госинвестиций, налоговых реформ и адресных мер по созданию рабочих мест.
Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Германия, Корея и Индонезия, состояние госфинансов которых "остается относительно прочным", в случае ухудшения мировой конъюнктуры обязуются обеспечить за их счет "дополнительные дискреционные меры для поддержки частного спроса", сохраняя налоговую и бюджетную политику неизменными. Страны же с формирующимися рынками, имеющие профицит по счету текущих операций, по плану G20 должны будут перейти к "модели, в которой большее значение придается внутреннему росту", то есть, по существу, к "китайской" модели выхода из кризиса. Поддержать эти меры со стороны всей "двадцатки" должен ускоренный переход к рыночным системам обменного курса и воздержание "от конкурентной девальвации валют".
Германии предстоит принять меры стимулирования частного потребления и инвестиций -- в частности, за счет снижения высокого уровня частных сбережений. США же, напротив, предлагается наращивать норму сбережений ради сокращения объемов главного мирового дисбаланса -- дефицита торгового баланса США и наращивания госдолга к ВВП.




SIA.RU: Главное