Комментарии

ИК «УРАЛСИБ Кэпитал»: реализация политических инициатив Президента Медведева может существенным образом сказаться на дальнейшем развитии России

Президент РФ Дмитрий Медведев в Кремле 22 декабря огласил Послание Федеральному собранию РФ, сообщают российские СМИ. В своем обращении он заявил о том, что руководство России будут поэтапно, в течение нескольких лет проводить децентрализацию власти. Кроме того, Дмитрий Медведев назвал ряд мер по борьбе с коррупцией, в том числе переход на контрактную систему взамен 94-го федерального закона, контроль над расходами чиновников, ограничения по сделкам между госструктурами и коммерческими организациями. По словам Медведева, будет сохранен курс на модернизацию экономики, а к 2020 году должна быть существенно обновлена армия. При этом Президент подчеркнул, что Россия готовится к тяжелым временам в мировой экономике. «Глобальная депрессия может продлиться несколько лет», - сказал он. Вместе с тем, Президент выразил надежду, что «нынешняя команда», которая «справилась с испытаниями» первой волны кризиса, справится и с новыми вызовами. По словам Медведева, необходимо и поддержание макроэкономической стабильности «через сохранение низкого уровня бюджетного дефицита и государственного долга».

Комментарии «УРАЛСИБ Кэпитал»:

«Четвертое послание Президента примечательно тем, что по сути Дмитрий Медведев признал, что та вертикаль власти, которая был построена его предшественником и которая в свое время считалась большим благом, устарела. Теперь официально признанно, что нужно от этой вертикали власти уходить в сторону большей децентрализации, больших политических свобод, участия большего количества граждан в политической жизни. И мне кажется, что в этом состоит принципиальное отличие четвертого послания от предыдущих трех. Я думаю, что если эти политические инициативы действительно будут реализованы и действительно приведут к увеличению контроля общества над тем, что делает власть, это может существенным образом сказаться на дальнейшем развитии страны. Я имею в виду, прежде всего, институциональные проблемы России, такие как несовершенная судебная система, недостаточная защита прав собственности, бюрократия и коррупция. Во многом проблемы, которые испытывает нынешняя вертикаль власти, связанны именно с недостатком обратной связи. Общество не может по большому счету повлиять на действия тех или иных чиновников на всех уровнях власти и, соответственно, такая ситуация способствует тому, что чиновники используют власть в своих интересах. Поэтому я надеюсь, что если в результате новых инициатив Президента Медведева здесь действительно произойдет прорыв, то это даст серьезный экономический эффект, серьезный толчок к развитию бизнеса и роста российской экономики.

Пока же в том, что касается экономического развития в период президентства Дмитрия Медведева у России достаточно скромные результаты. Я думаю, что этими проблемами, о которых говорил Президент в послании, в частности, чрезмерная коррупция и большая централизация власти, нужно было заниматься раньше. Тем более что, скажем, та же борьба с коррупцией была заявлена в качестве одного из приоритетных направлений именно в начале президентского срока г-на Медведева. Тем не менее, они не были решены во время его президентства. Не произошло модернизации экономики, не произошло ухода от сырьевой зависимости, не улучшилось качество институтов, в частности тех, которые включают в себя защиту собственности, не была преодолена коррупция. Фактически, все эти годы российская экономика развивалась по инерции. В тоже время, я согласен, что антикризисная политика правительства Медведева была во многом успешной. Мне бы хотелось подчеркнуть именно роль властей и, прежде всего, Центрального Банка, в том, что они достаточно эффективно действовали осенью 2008 и в течение 2009 года. Не было масштабного банковского кризиса, не было крупных банкротств, не было банковской паники, не было обманутых вкладчиков. Не было ничего из того, что вполне могло случиться, если бы не грамотные действия Центробанка. И, конечно, надо вспомнить существенную социальную составляющую антикризисной политики Медведева. Действительно, было очень много сделано для поддержки именно наименее обеспеченных слоев населения: зарплаты бюджетников и пенсии не сокращались, а росли. А это заслуга его правительства. Ведь, на эти цели, на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в результате существенного сокращения доходов во время кризиса, использовались средства резервного фонда, созданного стараниями бывшего министра финансов г-на Кудрина. Именно эта накопленная правительством подушка безопасности позволила России достаточно безболезненно пройти кризис 2008-2009 года.

В том, что касается озвученных мер по борьбе с коррупцией, то, на мой взгляд, победа над нею могла бы придать действительно большой стимул для развития страны. Потому что коррупция - это очень большое бремя для страны. По разным оценкам, коррупционная рента в России составляет около 8-10% от ВВП. Поэтому решение этой проблемы, конечно, важно.

Я согласен с решением в отношении 94-го федерального закона. Недостатки этого закона достаточно очевидны. Он формализует процедуру, но не нацелен на достижение максимально эффективного результата. Существенным критерием отбора заказчиков является цена, что в областях, где важно именно качество выполненных работ, приводит к большим проблемам. Этим пользуются фирмы, которые, не имея соответствующей квалификации и ресурсов, демпингуют по цене и за счет этого выигрывают тендер. А все, что они потом могут сделать для исполнения заказа, это попытаться за еще меньшую сумму предложить уже квалифицированной организации, например одной из проигравших тендер, выполнить эти работы.

Кроме того, Закон предполагает существенную вилку, которая связана с квалификацией фирмы, участвующей в конкурсе, и ее персонала. Там совершенно огромная степень произвола, потому что процесс выставления балльной оценки не прозрачен. При этом условия конкурса можно «заточить» под конкретную фирму, которая обладает определенным оборудованием или имеет сотрудников определенного профиля, просто, «правильно» написав техническое задние на конкурс. Кроме того, начальная цена контракта определяется по непрозрачным критериям и часто серьезно завышена, что создает возможности для разного рода коррупционных схем, так называемых «откатов». Поэтому 94-й закон имеет очень много лазеек, которые в существенной степени позволяют обходить изначально декларированные цели развития конкуренции и повышения эффективности в сфере госзакупок.

Насколько федеральная контрактная система сможет преодолеть эти недостатки, для меня пока вопрос открытый. Но мне представляется очень важным, чтобы помимо формальных критериев, таких как стоимость работ, оценивалась эффективность с точки зрения затрат и выгод. Для этого существует давно применяемая на западе методология, которая, к сожалению, в 94-м законе полностью отсутствует. Кроме того, нужны четкие критерии оценки экономической эффективности и создание независимого института оценки эффективности государственных программ.

В целом же, мне думается, что поскольку Медведев говорит о сохранении низкого уровня бюджетного дефицита и государственного долга, то все заявленные в Послании масштабные цели, не будут выполнены в полных объемах. Поскольку у правительства просто не будет достаточных для этого ресурсов. Потому что повышать налоги на бизнес уже дальше некуда. Можно что-то выиграть за счет повышения акцизов, можно попробовать ввести налог с продаж, отменив или снизив НДС, какие-то деньги можно выиграть и за счет лучшего налогового администрирования. Но это, в общем-то, крохи по сравнению с масштабом заявленных целей. Поэтому новому правительству придется выбирать: либо сохранение низкого дефицита и государственного долга, либо все эти амбициозные планы. Мне пока не очень понятно, чему в итоге будет отдано предпочтение. Скажем, бывшему министру финансов г-ну Кудрину удавалось сохранить низкий уровень дефицита и придерживать расходы. Сейчас же есть опасения, что соблазн нарастить расходы бюджета может возобладать в определенный момент в будущем. Все будет зависеть от конфигурации нового правительства. Меня отчасти успокаивает заявление Путина о том, что Кудрин его друг никуда из его команды не уходил и, что для него пост в новом правительстве найдется. Я надеюсь, что Кудрин вернется в это новое правительство в достаточно высоком статусе для того, чтобы иметь возможность, в том числе и определять политику в части расходов».

Главный экономист ИК «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов.

Об инвестиционной компании УРАЛСИБ Кэпитал

УРАЛСИБ Кэпитал (http://www.uralsibcap.ru/index.do) – одна из ведущих инвестиционных компаний в России, предлагающая полный спектр услуг в области финансов и инвестиций. УРАЛСИБ Кэпитал обладает одной из самых крупных и опытных аналитических команд в России, благодаря которой предлагает независимые оценки и инвестиционные стратегии своим клиентам. УРАЛСИБ Кэпитал предлагает макроэкономический, стратегический и фундаментальный анализ по всем основным секторам российского рынка ценных бумаг. Является лидером на рынке рублевых облигаций и одним из наиболее активных участников вторичного рынка. Компания предоставляет ликвидность в национальной валюте, работает на рынке еврооблигаций и сделок репо, а также консультирует по вопросам формирования портфелей в национальной валюте. Офисы УРАЛСИБ Кэпитал расположены в Москве, Нью-Йорке и Лондоне, благодаря чему компании удается дополнять ведущее положение на внутреннем рынке преимуществами доступа к мировому рынку.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.