Таможенная оттепель
За последние три года международный почтовый оборот с Россией вырос более чем в четыре раза. В декабре 2009 года российские граждане получили примерно 100 тыс. посылок и 200 тыс. мелких пакетов, а в декабре 2011-го -- уже 300 тыс. посылок и около миллиона пакетов. И это отнюдь не подарки заграничных родственников -- практически все приобретения граждане сделали в иностранных интернет-магазинах.
Новый бум обусловлен распространением в России банковских карт и широкополосного интернета, а также либерализацией таможенного законодательства.
Первое и главное условие для покупки в иностранном интернет-магазине -- наличие банковской карты. Год назад зарубежные траты россиян по кредитным и дебетовым картам "заметил" Росстат. Оказалось, что за границей остается примерно 2% общих доходов россиян. По оценке Citibank, в прошлом году эта сумма составила примерно $40 млрд. Из них 35% -- это покупки через интернет.
В свою очередь, широкополосный интернет появился уже более чем в 60% российских семей, интерес к интернет-магазинам резко возрос, отмечают в пресс-службе ФГУП "Почта России".
И, наконец, летом 2010 года был изменен принцип расчета таможенных платежей для физлиц. Если раньше без уплаты пошлины можно было заказать товаров на сумму, эквивалентную 10 тыс. руб. (при пересылке госпочтой) или 5 тыс. руб. (в случае доставки коммерческой компанией), то теперь гражданам позволительно получать на свое имя товаров на сумму до 1 тыс.евро в месяц, без уплаты пошлин, посредством Почты России или ее экспресс-"дочки" -- ЕМС. Для клиентов независимых транспортных компаний (таких, как DHL, UPS, FedEx и др.) действует лимит .200 в неделю. В RuTaobao и AlfaParcel (крупнейшие сервисные компании по приобретению и доставке товаров из Китая и Великобритании) считают именно повышение таможенного лимита решающим фактором для взрывного роста интернет-шопинга. Если раньше российским покупателям приходилось идти на ухищрения -- пересылать товар через посредника, который может вытащить инвойс и занизить цену в декларации, то сейчас абсолютное большинство покупателей укладывается в разрешенные цифры. А не уложишься, можно задействовать родственников: лимит действует для каждого человека, даже если получатели живут по одному адресу. По словам пиар-менеджера rutaobao.com Юлии Поповой, средний счет за покупки, совершаемые нашими соотечественниками в этом крупнейшем китайском онлайн-магазине, составляет $170. Для США и Великобритании средняя сумма в два раза больше. По статистике Почты России, 45% от общего числа заказов декларируется на сумму до $100, 41% -- от $100 до $500.
Российской рознице назло
Но главная движущая сила иностранного шопинга вообще и дистанционного в частности -- цены и ассортимент наших магазинов, которые существенно и не в лучшую сторону отличаются от европейских и американских. В итоге оказывается, что торшер с бумажным абажуром из ИКЕА в "родной" Швеции стоит, в пересчете на рубли, около 1800 руб., а в России -- 2999 руб., кожаные мокасины Lacoste в asos.com -- £23, в "Меге" -- примерно 4 тыс. руб., говорящие фигурки из диснеевского мультика в disneystore.com -- $19-24, в "Детском мире" -- по 3 тыс. руб. за штуку. Если сравнивать брендовые вещи, разница в цене может быть и трехкратной.
Российские онлайн-магазины в обозримом будущем вряд ли смогут тягаться с зарубежными аналогами. Выручка одной только торговой площадки -- amazon.com -- за 2011 год ($48,08 млрд) почти в шесть раз превышает оборот интернет-торговли в России (8,1 млрд, по оценке фонда "Общественное мнение"). "Благодаря хорошим дорогам, курьерским службам и общей образованности американский рынок онлайн огромен,-- рассказывает Петр Шарапов, представитель компании Shopfans.-- За последние десятилетия появилось и продолжает появляться много компаний в сфере fashion business c выручкой от $1 млрд в год. Такой масштаб позволяет снижать себестоимость единицы товара, обновлять ассортимент четыре раза в год, устраивать 70-процентные распродажи. При этом бренды не будут выходить на российский рынок".
Иностранные интернет-магазины, сознательно ориентирующиеся на Россию, можно пересчитать по пальцам. Прежде всего это британский Asos и итальянский Yoox. У обоих -- богатый набор брендов в разных ценовых категориях, а также возможность бесплатной доставки в Россию.
Своя почта
По данным Минсвязи, практически 100% доставляемых в Россию международных отправлений приходится на Почту России и ЕМС. Причем в регионы посылки доезжают иногда даже быстрее, чем в Москву. На сайте AlfaParcel на днях появился статистический раздел, в котором аккумулируется вся информация о сроках доставки посылок (http://alfaparcel.com/parcels) в регионы. Картина вполне оптимистичная.
В Почте России отмечают, что в течение года привычно наблюдается несколько пиков активности покупателей. Первый -- перед праздниками 23 февраля и 8 марта, второй -- с апреля, перед сезоном отпусков, затем с сентября идет подъем, который в ноябре перерастает в третий, самый грандиозный предновогодний завал.
Почта России считает интернет-шопинг одним из приоритетных направлений. За последние пару лет количество мест международного почтового обмена (ММПО) увеличилось вдвое -- до 24, часть из них работает в круглосуточном режиме. Оптимизируются логистические схемы -- за последний год доля входящей международной почты, приходящаяся на московские ММПО, снизилась с 92% до 75%, проведены успешные переговоры с Китаем о сортировке почты по регионам, дабы послания для Сибири и Дальнего Востока ехали сразу к месту назначения, а не через Москву.
Полезные посредники
Непосредственные участники процесса интернет-шопинга -- компании, предоставляющие услуги выкупа товаров и их пересылки в Россию. За последние пару лет этот сегмент преобразился. Первоначально услуги по выкупу и пересылке предлагали десятки мелких компаний и частников, требуя за свою работу 15-20% от суммы заказа. Первый крупный посредник -- Shipito -- был основан в 2007 году в США. Сейчас у компании четыре склада в Америке, по одному в Гонконге и Шэньчжэне (Китай). За счет больших объемов, эффективной IT системы, развития услуги "виртуальный адрес" себестоимость пересылки у Shipito оказалась ниже, чем у мелких конкурентов, что позволило компании набрать солидную базу российских клиентов. Сейчас, по информации компании, из 89 тыс. пользователей 40% -- россияне.
Поворотным моментом в истории этой индустрии можно считать появление сервиса Shopfans, ориентированного исключительно на Россию и страны СНГ.
Кардинальное снижение цены посреднических услуг, которое смог предложить Shopfans, не могло не отразиться на рынке в целом. В течение последнего года не только американские, но и европейские посредники снижали ставки -- с 10-15% до 5-7% от стоимости заказа. Часть американских посредников просто исчезла, либо стала пересылать заказы через Shipito или Shopfans.
Второй крупнейший рынок, который интересен прежде всего покупателям из регионов,-- Китай. Две главных китайских торговых площадки -- dhgate.com и taobao.com. Первая имеет англоязычный интерфейс и осуществляет доставку в Россию. Taobao "в оригинале" представлен только на китайском, но имеет русскоязычный аналог -- сайт rutaobao.com. На сегодня это один из крупнейших проектов в электронной торговле в России. Отличие RuTaobao от посреднических компаний в том, что это официальный представитель китайской торговой площадки, признанный ее владельцами одним из самых успешных партнерских проектов. RuTaobao имеет несколько собственных складов в Китае, службы поддержки в России и Китае.
Азбука шопоголика
Перед тем как начать покупать товары за рубежом, неплохо посетить один из ресурсов для шопоголиков, например, shophelp.ru или virtualshopping.livejournal.com. Помимо массы полезных советов и инструкций, там вывешены списки магазинов по разделам и странам. Преимущество американских магазинов -- в низких ценах, но доставка из США стоит достаточно дорого. Самая дешевая доставка -- из Великобритании, в некоторых магазинах она даже бесплатная, однако цены в среднем выше, чем в Америке.
Все иностранные интернет-магазины условно можно разделить на три категории: те, что доставляют свои товары в Россию; те, что в нашу страну доставку не осуществляют, но принимают наши банковские карты, что позволяет самостоятельно оформить заказ на свой виртуальный адрес; и, наконец, те, что не доставляют заказы в Россию и категорически не принимают российские банковские карты -- в них можно приобрести товар только при помощи посредника.
О том, доставляет ли магазин покупки в Россию, можно узнать заранее в соответствующем разделе сайта. Если доставка есть, и ее цена устраивает, дальнейшее оформление заказа не представляет труда.
Если же магазин товары в Россию не доставляет (таких, увы, большинство), можно завести себе виртуальный адрес в стране, где магазин находится. Список компаний, предоставляющих такие адреса, также можно найти на форумах. Крупнейшие на сегодняшний день операторы по консолидации и пересылке товаров -- rutaobao.com, Shopfans и Shipito (США), AlfaParcel (Великобритания), eBay Today (универсальный оператор). У крупных компаний, как правило, наиболее простые и в конечном итоге самые выгодные условия работы.
В некоторых случаях отправка на виртуальный адрес даже предпочтительнее отправки напрямую в Россию. Особенно это актуально для США -- минимальная цена почтовой доставки оттуда -- около $40 (для мелкого пакета весом 1 фунт). На иных распродажах на такую же сумму можно приобрести весь летний гардероб для ребенка -- в этом случае выгоднее отправить покупку на склад в США, заплатив $3-5 за услугу, а затем объединить с другими приобретениями, сэкономив тем самым на доставке в Россию. Этот же способ пересылки подходит для дорогих покупок -- посредники, как правило, удаляют инвойсы из покупок, а таможенную декларацию заполняет сам покупатель. В принципе никто не запрещает указать цену брендовой сумки не $1500, а $500 -- правда, в случае чего на вопросы таможенников придется отвечать покупателю. Стоит иметь в виду, что многие европейские интернет-магазины, особенно немецкие, с удовольствием отправляют в нашу страну не только мелкие вещи, но и крупногабарит вроде детских колясок, автокресел, велосипедов и даже мебели. Причем итоговые цены, даже с учетом доставки, будут на 30-50% ниже, чем в московских магазинах.
Если онлайн-магазин категорически отказывается принимать к оплате банковские карты, выпущенные в России, то путь один -- к посреднику.
Некоторые крупные операторы, в частности Shipito и AlfaParcel, сами оказывают услуги по оплате товаров для своих клиентов, а на сайте Shopfans есть список посредников, которые за фиксированные 3-4% готовы выкупить и отправить на ваш виртуальный адрес в США нужные вещи.
Главную сложность для начинающих интернет-покупателей представляет процесс оплаты банковской картой. Во-первых, магазин предлагает ввести два адреса: Billing и Shipping. Первый -- это тот, к которому привязана банковская карта (как правило, совпадает с адресом прописки). Второй -- собственно адрес доставки, то есть адрес склада с вашим личным сьютом, куда магазин отправит посылку. Многие магазины, особенно американские, крайне привередливы в адресном вопросе. Некоторые из них -- например, Amazon, Endless -- позволяют среди адресных опций выбрать Россию, и спокойно относятся к тому, что billing и shipping не совпадают. Другие, такие как Zappos, 6pm или Disneystore, тоже не видят в этом никаких проблем, но вписать свой реальный адрес на их сайтах невозможно. Поэтому в строку billing вписывается адрес доставки. Однако после этого из магазина приходит письмо с просьбой написать свой реальный адрес, а Zappos и 6pm даже присылают инструкцию, как "обмануть" систему, чтобы она "приняла" непонятный ей адрес. Некоторые службы безопасности настроены более жестко: могут попросить прислать фотографию кредитки (с частично скрытыми цифрами), водительских прав или паспорта. Еще один распространенный способ проверки -- магазин по электронной почте предлагает снять с карты копеечную сумму, а клиент в ответном письме должен назвать ее с точностью до цента. После этого сумма на карту возвращается, а покупатель раз и навсегда попадает в число благонадежных.
Еще один приятный момент иностранного шопинга -- кэшбеки. Самые популярные среди российских покупателей сайты-агрегаторы, позволяющие вернуть проценты с покупки,-- ebates.com (США) и www.topcashback.co.uk (Великобритания).
Ну и, наконец, высший пилотаж практикующего шопоголика -- сайты ежедневных распродаж, такие как ideeli.com, myhabit.com, hautelook.com. Чтобы увидеть ассортимент, на этих сайтах надо зарегистрироваться. Ежедневно появляются товары со скидками, порой доходящими до 90%. Но думать надо быстро: самое привлекательное "выгребают" за первые полчаса после старта распродаж (как правило, они начинаются в 19-20 часов по московскому времени), а товар в корзине резервируется не более чем на 15 минут.




SIA.RU: Главное