По предварительным данным Минфина, обнародованным вчера Татьяной Нестеренко, доходы января--февраля 2012 года составили 1,897 трлн руб. (год назад было собрано на 392 млрд меньше -- 1,505 трлн руб.). Расходы бюджета составили 2,021 трлн руб. (год назад было на 569 млрд меньше -- 1,452 трлн руб.). В результате по итогам первых двух месяцев 2012 года зафиксирован дефицит в размере 124 млрд руб., или 1,5% ВВП. Год назад по состоянию на 1 марта Минфин фиксировал небольшой, но все же профицит -- в размере 0,7% ВВП.
Формально наличие дефицита по окончании двух месяцев года не должно удивлять -- ведь бюджет на 2012 год законом утвержден как дефицитный (1,5% ВВП). Однако такое отставание доходов от расходов прогнозировалось при цене нефти Urals в $100 за баррель. Сейчас же она стоит намного дороже.
Такое несоответствие -- дефицит на фоне усиливающегося потока нефтедолларов (90% допдоходов нефтяных компаний в виде налогов и пошлин изымается в госказну) -- заставляет Минфин оправдываться, не дожидаясь конца отчетного периода. Взрывной рост расходов в первые два месяца (в сравнении с январем--февралем 2011 года они выросли на 39% при росте доходов на 26%) в министерстве объясняют причинами технического характера. Ранее глава ведомства Антон Силуанов уже заявлял, что к выборам ситуация с дефицитом отношения не имеет: "У нас не образовалось дополнительных расходов в предвыборный период. Просто более сбалансированно стало осуществляться финансирование".
Вчера Татьяна Нестеренко разъяснила слова своего шефа. По ее словам, технических причин две. Первая -- более активное освоение ассигнований получателями. Вторая причина скачка расходов -- реформа бюджетного сектора. Получив статус бюджетных учреждений, организации перешли на получение субсидий на выполнение госзадания -- а эти деньги выдаются сразу на квартал.
"Расходы на оборону и социальную политику действительно возросли, но сомневаюсь, что это произошло из-за внезапного улучшения дисциплины получателей",-- говорит Елена Лебединская из экономической экспертной группы. Что касается субсидий учреждениям, то, по ее словам, на уровне федерального бюджета эти суммы не настолько велики, чтобы сказываться на общих показателях его исполнения. По словам Елены Лебединской, традиционно многие бюджетные статьи начинают финансироваться во второй половине года: "Похоже, сейчас с учетом выборов, а может, и вне связи с ними финансирование было начато раньше. К примеру, заранее перечислены трансферты регионам -- чтобы им было спокойнее".




SIA.RU: Главное