Проблему разрушения иркутских «Красных казарм» обсудили сегодня на пресс-конференции председатель регионального отделения всероссийского общества охраны памятников Владимир Китаев и руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Барышников. Участники мероприятия напомнили, что проблеме уже десять лет, ситуация с «Красными казармами» – это «уничтожение исторического памятника».
«Сохранять любой памятник в неизменном виде – по закону обязанность каждого его собственника или пользователя, – подчеркнул Виталий Барышников. Исторический комплекс «Красные казармы» был признан объектом культурного наследия еще в начале 90-х годов, когда там располагалась действующая воинская часть. Затем в 2000 году две из четырех казарм достались строительной компании воинов запасов, которая через три года перепродала их ООО «Стройтранс». Стройтранс выдал охранные обязательства государству: они закажут проектную документацию и проведут реставрацию. Однако осенью прошлого года одна из этих казарм была раскатана экскаваторам».
Номинальная собственница Ирина Винокурова 6 февраля прекратила право на объект недвижимости в связи с его фактической утратой. Причем процедуры списания памятника произведено не было, сообщил Виталий Барышников.
Участники пресс-конференции отметили, что этот факт, а так же то, что в марте 2012 года главное следственное управление ГУ МВД по Иркутской области прекратило уголовное дело по факту уничтожения архитектурного памятника, им кажется подозрительным. По их мнению, странным и неубедительным является и то, что в отношении Виталия Барышникова уголовное дело по обвинению в халатности при защите памятника не закрыто.
По мнению Владимира Китаева, основой складывающейся ситуации может служить чье-то желание выступить против Виталия Барышникова. «В его сторону были даже попытки открытой угрозы», – подчеркнул председатель реготделения всероссийского общества охраны памятников. – Красные казармы разбирают постоянно». Он рассказал о прецеденте, когда сразу после визита иркутской прессы на территорию казарм, которая приехала разобраться в ситуации, одну из стен зданий, которая стояла в качестве декора, снесли бульдозером.
«Однажды мне позвонила подполковник следственного управления и предложила обсудить ситуацию. Я ей говорил о неправомерном разрушении части казарм, которые вдруг решили разделить на четыре части и объявить одну из них не памятником, однако она, кажется, не воспринимала этого. Я считаю, что причиной такой реакции является чей-то заказ с целью отомстить Барышникову», – отметил Владимир Китаев.
«Я уверен, что в разрушении казарм виновата не служба по охране объектов культурного наследия Приангарья, а собственники, своими целенаправленными действиями уничтожающиеся здание. Юридически собственник, причинивший урон памятнику, должен возместить ущерб государству. Кроме того, я считаю, что необходимо заставить владельцев воссоздать здание третьей казармы»», – подвел итог Виталий Барышников. По словам участников пресс-конференции, цена восстановления – от 300 до 500 млн. рублей.