Согласно статистике Национального бюро кредитных историй (НБКИ; входит в тройку крупнейших БКИ; содержит более 35% кредитных историй банковских заемщиков) заемщиков, чья история насчитывает более одного кредита, в апреле впервые стало больше, чем тех, кто имеет единственную ссуду. Доля неактивных заемщиков составила 48,9%, годом ранее, в апреле 2011 года, напротив, наблюдался их перевес -- 54,47%. Быстрее всего, по подсчетам НБКИ, увеличивается доля заемщиков, имеющих более пяти кредитов. Прирост за год составил 73%, а доля этой категории банковских клиентов достигла почти 6% от общего числа заемщиков. "Российский рынок кредитования стал активно расти вглубь",-- констатирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
Тенденцию увеличения закредитованности российских заемщиков отмечают и в других бюро кредитных историй (БКИ). "Мы также имеем дело с увеличением глубины кредитной истории, которая у нас в среднем составляет 2-2,5 кредита на человека",-- отмечает гендиректор БКИ "Экспириан-Интерфакс" Даниэль Зеленский. Основных причин происходящего две, указывают участники рынка. Потенциальных заемщиков, которые еще не получали кредит, становится все меньше, а их отношение к первичным заимствованиям в банках по мере увеличения финансовой грамотности -- настороженнее.
Неохотное обращение новых клиентов за кредитами участники рынка связывают с усилившимся в кризис 2008 года и после него негативным отношением к банкам. Это связано с нежеланием банков идти заемщикам навстречу при возникновении кризисных проблем и ростом активности контролирующих ведомств (в частности, Роспотребнадзора), которая негативно влияет на имидж банков. Граждане, уже имевшие кредиты до кризиса, относятся к взаимодействию с банками несколько иначе. "После выплаты первого, как правило, небольшого кредита у человека возникает понимание дисциплины платежей и пропадает страх получить новый и больший кредит",-- поясняет зампред правления банка "Российский капитал" Эльмира Тихонычева.
Впрочем, риск снижения качества обслуживания кредитов из-за закредитованности заемщиков, похоже, банки пугает меньше, чем полное отсутствие у потенциального клиента кредитной истории. "Конечно, банк может насторожить тот факт, что предыдущие кредиты погашались за счет последующих, но все же банки охотнее кредитуют клиентов с историей и, в частности, своих старых клиентов",-- отмечает зампред правления Абсолют-банка Иван Анисимов. "Продать клиенту дополнительный продукт проще, комфортнее и как минимум в два раза дешевле, чем привлекать нового клиента",-- поясняет зампред Нордеа-банка Андрей Мальцев.
Этот тренд, похоже, будет достаточно устойчивым. "Наращивать портфели надо, а увеличения емкости рынка мы не увидим, пока не появится новое поколение заемщиков",-- заключает господин Анисимов.




SIA.RU: Главное