Интервью с Романом Лесохиным, директором департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-БАНКа
Какова численность представителей малого бизнеса и объемы бизнеса в экономике России?
На сегодняшний день в России почти 4,5 млн субъектов малого предпринимательства, в том числе около 1 млн юридических лиц (остальные - индивидуальные предприниматели). Малый бизнес есть в самых разных отраслях экономики, но преобладающей сферой его деятельности остается розничная и оптовая торговля.
По оценкам экспертов, доля малого бизнеса в общем ВВП российской экономики составляет около 10-15%, что, конечно, недостаточно для создания прочной предпринимательской платформы для укрепления российской экономики. В настоящий момент темпы роста рынка малого бизнеса составляют 10-15% в год.
Расскажите немного историю развития малого бизнеса в России.
Кредитование малого бизнеса в России впервые появилось еще в 1994 году, но активная фаза его роста пришлась на начало 2000-х. В первую очередь это направление получило развитие в банках с разветвленной филиальной сетью – как из числа банков федерального значения, так и крупных региональных игроков.
Как повлиял на малый бизнес кризис 1998 года?
После кризиса 1998 года большинство крупнейших участников банковского рынка активно предприняли попытки развивать кредитование малого бизнеса. Кризис 2008 г. способствовал существенному укрупнению основных игроков на рынке обслуживания малого бизнеса, мелкие и средние ушли с рынка. Остались банки, которые увидели в малом бизнесе не просто модный тренд, а возможность построения серьезного банковского бизнеса, результатом которого было бы, с одной стороны, развитие предпринимательства, с другой - получения кредиторами стабильной прибыли. Банки, специализирующиеся на этом сегменте, эволюционировали от кредитования малого бизнеса к предоставлению комплексного обслуживания клиентам малого бизнеса. Но при этом даже сейчас, в 2012 г., несмотря на почти более чем 15-летний эволюционный опыт функционирования российской банковской системы обслуживания малого бизнеса (с момента прихода ЕБРР в 1995 г.), рынок все еще далек от полного насыщения и покрытия реальных финансовых потребностей субъектов малого предпринимательства. С другой стороны, многие предприниматели по-прежнему не очень любят и не очень хотят обслуживаться и брать кредиты в банках. Несмотря на то, что российские банки уже давно кредитуют малый бизнес, говорить о сложившейся полноценной культуре банковского обслуживания этого сектора экономики в России еще рано.
Какие меры предпринимает государство для развития малого бизнеса?
На государственном уровне уделяется большое значение развитию сегмента малого бизнеса. При этом Правительство РФ в долгосрочной перспективе планирует существенный прирост доли малого бизнеса в общем ВВП страны. Существенную роль в финансовой поддержке малого бизнеса выполняют программы господдержки. В частности, государственная программа финансовой поддержки малых и средних предприятий реализуется МСП Банком через уполномоченные банки-партнеры, которые предоставляют кредиты непосредственно малым предприятиям. Также существуют госпрограммы поддержки предпринимательства по предоставлению гарантий и поручительств в обеспечение кредитов, предоставляемых коммерческими банками малому бизнесу. В настоящий момент самыми значимым участником данной программы является Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Ощущает ли сегодня малый бизнес нехватку финансирования?
На начало 2011 года потребности малого бизнеса в банковском кредитовании оценивались в более чем 2 трлн рублей. В то же время реальные объемы кредитования составляли не более 1,2 трлн рублей. По прогнозам экспертов, нехватка финансирования сохранится и далее, и дефицит кредитования малого бизнеса к 2015 году будет составлять не менее 20%-30%. Это открывает значительные возможности по развитию данного бизнеса.
Как будет развиваться малый бизнес в ближайшей перспективе?
Главные тенденции успешного развития рынка малого бизнеса связаны с высокой экономической устойчивостью сегмента, прошедшего «проверку» кризисом 2008 г. Предпосылки стабильной работы и развития малого бизнеса в кризисные и посткризисные периоды. Мы прогнозируем дальнейшую консолидацию на рынке банковских услуг для малого бизнеса. В поисках банков, удовлетворяющих потребностям, малый бизнес будет делать выбор в пользу крупных участников банковой системы, которые специализируются на обслуживании данного сегмента, обладают специализированными структурами с широкой филиальной сетью, достаточной продуктовой линейкой, инвестируют в передовые технологии и IT-платформы для управления бизнес-процессами, используют уникальные операционные модели комплексного обслуживания и многое другое. При этом качество сервиса и технологичность обслуживания наряду с надежностью банка будут оставаться одними из определяющих факторов при выборе малыми предприятиями обслуживающего банка.




SIA.RU: Главное