Высокий суд Лондона 31 августа отклонил иск Бориса Березовского, требовавшего от Романа Абрамовича компенсации $5,6 млрд убытков. Истец настаивал, что являлся деловым партнером господина Абрамовича и совместно с ныне покойным Бадри Патаркацишвили владел около 43% "Сибнефти" и 25% "Русала", которые они были вынуждены продать по бросовой цене под давлением и угрозами со стороны ответчика, воспользовавшегося ссорой Бориса Березовского с пришедшим к власти Владимиром Путиным. Роман Абрамович претензии господина Березовского отвергал, заявляя, что платил тому за "крышу", которая включала в себя политическое покровительство благодаря связям истца с семьей Бориса Ельцина и физическую защиту.
Судья Элизабет Глостер около 40 минут зачитывала краткое решение по делу (его текст доступен на сайте суда). В нем прежде всего отмечается, что все четыре соглашения, на существовании которых настаивал Борис Березовский, были заключены много лет назад и это повлияло на качество свидетельских показаний. Суду пришлось скептически оценивать некоторые "пространные свидетельские заявления, отражавшие скорее трудолюбивый продукт работы юристов, чем фактические показания". В связи с этим, подчеркнула судья, основной задачей суда в этом деле было "решить, кому верить -- Березовскому или Абрамовичу". Из-за того, что иск во многом основывался на устных показаниях Бориса Березовского, суд не должен был иметь и доли сомнения в их объективности и правдивости, говорится в решении. Но Элизабет Глостер охарактеризовала Бориса Березовского как "неубедительного" и "ненадежного" свидетеля, который вольно "трактует истину... в зависимости от своих текущих целей". Она отметила, что иногда его показания были заведомо нечестными, в других случаях истец, возможно, искренне заблуждался, "веря в свою собственную версию событий". Судье не внушило доверия и то, что господин Березовский "пытался избежать ответов на вопросы, произнося долгие и неуместные речи или притворяясь, что забыл факты, на которые ссылался ранее". А господин Абрамович, по мнению судьи, напротив, давал осторожные, точные и обдуманные ответы, несмотря на очевидные сложности, связанные с необходимостью серьезно сосредоточиться, чтобы понимать вопросы перекрестного допроса и отвечать на них. В результате госпожа Глостер посчитала Романа Абрамовича заслуживающим полного доверия суда.
Элизабет Глостер пришла к выводу, что устные соглашения между истцом и ответчиком о разделе долей и прибыли от совместных бизнесов не были заключены. По этой причине она не стала разбираться в обстоятельствах приобретения "Сибнефти" и алюминиевых активов. Суд согласился с Романом Абрамовичем, что все выплаты Борису Березовскому производились "в обмен на его поддержку и "крышевание"", а $1,3 млрд, выплаченные Романом Абрамовичем, представляли собой не цену продажи доли Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили в "Сибнефти", но скорее окончательную единовременную выплату для избавления от "крыши".
Борис Березовский заявил, что крайне "удивлен" и "шокирован" решением лондонского суда и его вера в английское правосудие подорвана. Компания Millhouse Романа Абрамовича от его имени распространила заявление, выразив мнение, что это дело должно было рассматриваться в России, однако "господин Абрамович всегда относился с почтением к британской судебной системе и верил в ее правосудие".
"Мы изначально утверждали, что обвинения господина Березовского были безосновательными, и теперь это подтвердил суд",-- подчеркивается в сообщении. На вопрос "Ъ", не принесло ли это дело репутационный ущерб владельцу "Челси", представитель Millhouse отметил, что судья Глостер оценила Романа Абрамовича как откровенного, честного и надежного свидетеля, так что его репутация скорее даже улучшилась.
Юристы считают, что на исход дела повлияла и неоднозначная репутация Бориса Березовского. "Березовский пытался необоснованно поспекулировать на геополитической ситуации, напирая на то, что путинский режим выдавил его из страны и заставил продать весь бизнес",-- полагает партнер юридической фирмы White & Case Григорий Чернышов. "Если бы судья признала существование соглашений о разделе активов между истцом и ответчиком, то ей пришлось бы высказать мнение, что Березовский мог определять экономическую политику России 90-х, но суд от этого сознательно устранился",-- рассуждает Денис Узойкин.
Юристы уверены, что решение лондонского суда не легитимизирует приобретение "Сибнефти" Романом Абрамовичем. "Главное, что нужно было решить суду,-- существовало ли соглашение между Березовским и Абрамовичем. Поскольку суд пришел к выводу, что соглашения не было, то обстоятельства покупки компаний уже не исследовались и оценку законности залоговых аукционов суд не давал",-- отмечает Григорий Чернышов.
В конце сентября в Высоком суде Лондона начнется другой процесс с участием российских олигархов -- Михаил Черной требует признать его право на 13,2% ОК "Русал" Олега Дерипаски. Представитель господина Дерипаски в пятницу заявил, что они приветствуют решение Высокого суда, признавшего понятие "крыша" и навязывание "крыши" бизнесу: "Это важное решение, поскольку дает основания для несостоятельности претензий господина Черного".
Юристы считают, что позиция Михаила Черного более выигрышна по сравнению с Борисом Березовским и пятничное решение мало повлияет на его дело против Олега Дерипаски. "У Черного есть письменный документ за подписью Дерипаски: его можно интерпретировать по-разному, но игнорировать нельзя. А в деле Березовского суд не стал формулировать правовых выводов, просто указав, что факты, о которых говорит истец, не нашли подтверждения. Это не создает никакого правового прецедента, единственное последствие -- нельзя подать тождественный иск от того же истца к тому же ответчику",-- говорит Денис Узойкин. В поддержку такого мнения свидетельствует фраза из решения Элизабет Глостер: суд не уверен, что ему была "предоставлена полная картина деловых отношений" между тремя бизнесменами.




SIA.RU: Главное