Обновленный вариант стратегии и план ее реализации внесены в правительство, сообщил в воскресенье министр труда Максим Топилин информагентству "РИА Новости". При этом, несмотря на заявления премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что в кабинете министров нет противоречий по поводу пенсионной реформы, извлечения из протокола согласительного совещания по проекту стратегии долгосрочного развития пенсионной системы (есть в распоряжении "Ъ") свидетельствуют, что разногласия все же остались. Протокол с разногласиями был отправлен в правительство вместе с проектом пенсионной стратегии, сообщили вчера "Ъ" в Минтруде.
Противоречия начинаются уже на этапе определения целей и задач реформирования пенсионной системы. Минтруд считает необходимым обеспечить коэффициент замещения трудовой пенсии по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней зарплате по стране. "В качестве целевого ориентира в стратегии должен указываться индивидуальный коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в размере 40% по отношению к утраченному заработку",-- возражают в Минэкономики. "Если стратегически привязаться к средней зарплате по стране, пенсионные права тех, у кого заработок выше среднего, будут существенно занижаться, и у таких граждан пропадет мотивация получать большую белую зарплату, достаточно будет показывать и среднюю",-- уверен заместитель директора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев. Конечно, для низкооплачиваемых работников коэффициент замещения пенсии будет выше 40% от утраченного заработка, поскольку зарплата их ниже средней. "Но очень странно бороться с бедностью части пенсионеров таким образом, в развитых странах эта проблема решается с помощью дополнительных выплат (пособий)",-- указывает господин Алексеев.
Несмотря на то что конкретные решения по накопительному компоненту ("страховой маневр") должны приниматься в следующем году, причем для граждан, которые выберут соответствующий вариант, накопительная часть будет по-прежнему формироваться по тарифу 6%, из стратегии (есть в распоряжении "Ъ"; также см. справку) не исчезла идея о "трансформации накопительной составляющей в добровольное пенсионное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение)". В Минэкономики полагают, что накопительный компонент следует сохранить обязательным "по крайней мере до того момента, когда развитие добровольного накопительного компонента достигнет сопоставимых масштабов с обязательным накопительным компонентом".
В Минэкономики видят риски в том, что досрочные пенсии работников с вредными условиями труда будут полностью обеспечиваться за счет работодателей. В проекте пенсионной стратегии Минтруда указывается, что запланированное на ближайшее время повышение тарифов для работодателей вредных производств может быть не последним -- доведение их до "обоснованного размера исходя из требования обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц" предполагается на 2014-2015 годы. В Минэкономики считают, что это может обернуться "неограниченным ростом тарифов", так как в ближайшее время отношение числа работающих граждан к числу пенсионеров будет сокращаться.
Минэкономразвития и Минфин считают обязательным дополнительное обсуждение ключевого пункта пенсионной стратегии -- новой пенсионной формулы. Согласно плану-графику реализации пенсионной реформы, составленному Минтрудом, общественно-экспертное обсуждение пенсионной реформы предлагается считать оконченным с 15 ноября. Необходимая конкретизация по новой формуле будет осуществлена при подготовке соответствующего законопроекта, в первом полугодии 2013 года, указывает Минтруд. Однако Минфину уже сейчас нужно обоснование необходимых расходов из федерального бюджета, а в Минэкономики считают, что в стратегии не раскрыты положения об изменении действующей системы формирования пенсионных прав.




SIA.RU: Главное