Новости

Роскошь, не поддающаяся описанию

Сладкая для слуха обывателя тема налога на роскошь была поднята Владимиром Путиным накануне декабрьских выборов в Госдуму и развита в преддверии президентских. Замах был широкий -- глава государства пообещал дополнительный налог на личное сверхпотребление: "на огромный дом, земельный участок колоссальный, самолет, суперъяхты или автомобили". Глава Минфина Антон Силуанов позже обмолвился еще и о неких "финансовых активах". Однако довольно быстро чиновники осознали, что большинство активов действительно богатых людей надежно укрыты от российского налогообложения с помощью пресловутых офшоров, и урезали президентское задание. Отдельный налог на роскошь решено было не изобретать, а ограничиться увеличением действующих платежей на то, что можно реально дообложить,-- на жилье и автомобили.

По части недвижимости исполнители попытались провести нехитрый фокус с подменой понятий. Как известно, ведомства трудятся над введением нового налога на недвижимость, который будет взиматься не с инвентаризационной, а с рыночной цены жилья еще с 2000 года -- вне всякой связи с роскошью. В начале 2012 года властям показалось, что конец этим трудам близок, и они решили выдать их результат за требуемый налог на роскошь (опустив тот факт, что налоговая нагрузка вырастет для всех, а не только для богатых). Однако совершить подмену не получилось -- к концу года стало ясно, что налог на недвижимость опять не готов. Проведенная кадастровая оценка объектов оказалась спорной и непригодной к немедленному применению. Выяснилось, что новая кадастровая цена в большом числе случаев в разы отличается от рыночной. Так что с введением налога на недвижимость торопиться не нужно, предупреждает теперь глава Минэкономики Андрей Белоусов.

В итоге единственным объектом для роскошного налога должны были стать люксовые автомобили. Минфин написал законопроект на эту тему; в сентябре он был рассмотрен правительством, но так и не поступил в Госдуму. Ставка налога на машины с мощностью двигателя свыше 410 л. с. должна была составить 300 руб. за 1 л. с. Сейчас ставка этого налога в Москве вдвое ниже -- 150 руб. (при мощности двигателя более 250 л. с.). Под повышение должны были попасть лишь 20 тыс. автомобилей, из которых 7 тыс. находятся в Москве (всего в налоговом обороте в РФ находится 34 млн легковых автомобилей). Их владельцам пришлось бы платить в виде налога около 120-170 тыс. руб. в год вместо прежних 60-85 тыс. руб. Бюджетам регионов, в которые поступает транспортный налог, новация должна была добавить всего 2 млрд руб. в год (плюс 2,5% к нынешним сборам).

Однако ничего не вышло и здесь. В последний момент правительство передумало брать налог с мощности двигателя. Министр финансов Антон Силуанов объяснил, что это признано несправедливым, поскольку, к примеру "большие старые джипы на Дальнем Востоке не являются роскошью". Новым критерием налогообложения может стать марка автомобиля или его первоначальная продажная цена. Дискуссия о роскоши и ее налоговом значении, таким образом, пошла на очередной круг. Пока сроки ее завершения сдвинуты на середину 2013 года.

Вадим Вислогузов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное