Новости

"Любое давление сверху вызывает отторжение пользователей". Гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов о разработке русского смартфона

С того момента, когда глава "Ростеха" Сергей Чемезов представил Дмитрию Медведеву прототип "первого русского смартфона", прошло более двух лет. Этой зимой смартфон наконец был представлен на выставке Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе, в интервью "Ъ" ВЛАДИСЛАВ МАРТЫНОВ, гендиректор Yota Devices, которая занималась разработкой аппарата, рассказал о стратегии развития компании, что она рассчитывает противопоставить лидерам рынка, и попытался объяснить, почему покупатели должны делать выбор в пользу русского смартфона.


-- Сколько стоит проект YotaPhone?

-- Точной цифры нет, мы узнаем ее в конце года, когда начнутся продажи. Сейчас все приводимые цифры -- это спекуляции. Мы разрабатываем новый тип устройства, которое никто до нас не делал. Соответственно, по мере разработки этого устройства мы решаем ряд инженерных и производственных задач. Стоимость которых спрогнозировать с высокой точностью сложно, финальную цену мы узнаем, когда выпустим продукт на рынок.

-- Кто предоставил компании средства на развитие?

-- Инвестиции предоставляют акционеры (их имена в Yota Devices не раскрывают, утверждая, что она принадлежит частным лицам.-- "Ъ"). Кроме того, в 2012 году мы продали более 1 млн модемов и роутеров (что составило 6% глобального рынка LTE-устройств) и прибыль от этих продаж инвестировали в разработку смартфона.

-- Какова общая стратегия Yota Devices?

-- Мы работаем на очень динамичном рынке, где все меняется очень быстро, поэтому планировать на более чем три года не имеет большого смысла. Есть план развития на три года, который мы каждый год корректируем.

Если вкратце, то для нас важно сделать успешным первый смартфон, заключив сделки не только с российскими, но и с двумя-тремя глобальными операторами, чтобы продать 1 млн устройств в первые 12 месяцев после запуска. Реинвестировать полученную прибыль во второе поколение смартфона. Запустить его через 10-11 месяцев после первого и продать несколько миллионов устройств, значительно расширив географию рынков, где представлен наш телефон. Если мы продадим миллион с первым устройством сейчас и пять-десять миллионов со вторым -- это все равно очень маленькая доля на рынке смартфонов, но это состоявшийся конкурентный глобальный бизнес.

Также мы активно работаем над тем, чтобы глобальные операторы покупали у нас модемы и роутеры. Это помогает нам выстраивать долгосрочные отношения с операторами и предлагать им не один, а целый набор продуктов.

-- Глава "Ростеха" (совладелец "Скартела", компании из которой и была выделана Yota Devices) Сергей Чемезов показал концепт этого смартфона Дмитрию Медведеву два с половиной года назад. Почему разработка смартфона затянулась?

-- Во-первых, у крупных производителей смартфонов, у которых налажены все производственные процессы, отношения с поставщиками комплектующих, у которых есть квалифицированная команда инженеров, с момента утверждения концепции и до выпуска телефона в массовую продажу проходит от полутора до трех лет. Если это телефон, который предлагает на рынок что-то концептуально новое, например, как Nokia Communicator, то, скорее, три года, а если это очередная модель с улучшенным внешним видом и техническими характеристиками, то обычно -- полтора-два года.

Мы разрабатываем концептуально новый тип устройства и успеваем сделать его за три года. При этом, в отличие от крупных производителей, мы с нуля создаем всю инфраструктуру, команду, выстраиваем отношения с поставщиками комплектующих. И все это делаем в первый раз в истории российской hi-tech-индустрии.

Во-вторых, мы изначально планировали, что наш телефон будет поддерживать LTE. Прежде чем утвердить проект и начать его реализовывать, нам важно было понять, когда в России появится LTE-сеть, которая охватит большинство городов России. Не было смысла делать LTE-телефон, когда отсутствовала бы LTE-сеть. Поэтому проект решили начать только летом 2011, когда появилась ясность с будущим LTE-сети в России.

И в-третьих, мы делаем премиальное устройство. Для этого нужно, чтобы поставщиками комплектующих были лидирующие технологические компании мира. Договориться с ними никому не известной компании из России было нетривиальной и непростой задачей.

Это сейчас у нас среди поставщиков такие компании, как Qualcomm, Japan Display, Corning, Epson, Eink, а еще совсем недавно было очень сложно убедить эти компании инвестировать в наш проект свои инженерные и производственные ресурсы.

-- Какие были аргументы на переговорах?

-- Для разных поставщиков разные. Но были три аргумента, которые я использовал практически всегда. Первый -- у нас свежая и очень перспективная идея, мы в нее верим и сделаем все возможное, чтобы ее реализовать.

Не все сразу понимали и верили, но наше упорство помогло нам убедить сначала менеджеров среднего звена и выйти на прямой диалог с высшим руководством этих компаний. И как только они начинали улавливать, что это может быть следующей революцией среди смартфонов, которая взбодрит рынок, наши поставщики выражали заинтересованность работать с нами и быть сопричастными к этому проекту.

Это нам сильно помогло получить цены на комплектующие, сопоставимые с ценами для крупных производителей смартфонов, несмотря на то что наши объемы будут значительно меньше.

Во-вторых, мы разъясняли партнерам, что этот проект важен для всей страны, для построения и развития в России сегмента рынка потребительской электроники и инженерного потенциала. О том, как важно, чтобы первый русский смартфон вышел на рынок и стал успешен. Многим международным игрокам очень интересен наш рынок, и они понимали, что вместе с нами они могут занять значительную долю рынка.

В-третьих, они увидели сильную команду, которая в состоянии успешно реализовать этот проект. Мне удалось собрать команду из 50 человек, среди которых бывшие сотрудники Nokia, RIM, LG с многолетним опытом работы.

-- В переговорах участвовал Денис Свердлов, бывший гендиректор Yota, а ныне замминистра связи и массовых коммуникаций?

-- Денис непосредственно в переговорах с поставщиками и подрядчиками не участвовал, но во многом благодаря Денису этот телефон увидел свет.


-- YotaPhone -- это российский смартфон? Какие его элементы и компоненты разработаны и произведены в России?

-- Если называть телефоны Nokia финскими, смартфоны BlackBerry от RIM канадскими, а iPhone американским, то YotaPhone -- однозначно российский телефон. Ни Nokia, ни RIM не производят собственных комплектующих. Apple только недавно приобрела производителя процессоров (компанию FreeScale), а до этого использовала для iPhone компоненты сторонних производителей.

-- У вас есть задача сделать смартфон на российской элементной базе со сборкой в России? Есть ли такое желание у "Ростеха", у государства?

-- Мы частная компания. Нам очень важно совмещать интересы пользователей наших устройств, акционеров и наше желание в будущем использовать российскую элементную базу со сборкой в России. Мы недавно стартовали и делаем первые шаги в этом бизнесе. Сразу хвататься за мегазадачи было бы неправильно.

На сегодняшний день конкурентоспособной российской элементной базы мы пока не видим, а сборка в России значительно дороже, чем в Азии. Важно помнить, что мировые лидеры по производству элементной базы инвестируют огромные средства в разработку нового поколения чипсета, батарейки и других комплектующих. Более того, у них многолетняя история производства и отношений с клиентами. У российских компаний нет ни такой истории, ни возможности делать такие инвестиции. Это надо создавать с нуля.

Я верю, что изменить ситуацию можно, но это проект не на год и не на два. Это системная работа лет на пятнадцать.

-- В каких сетях LTE-смартфон должен работать?

-- Это все полосы частот, которые будут в России и Европе.

-- С какими российскими сотовыми операторами вы будете тестировать смартфон в сетях LTE российских операторов?

-- Нам бы очень хотелось видеть "Скартел" и "МегаФон" в числе первых российских операторов, которые протестируют наш смартфон в сетях LTE.

-- Сколько YotaPhone будет поставлено на рынок в первой партии?

-- Думаю, несколько тысяч устройств накануне запуска будет распределено между сотовыми операторами, розничными сетями, экспертами рынка, которые будут их тестировать, дадут нам обратную связь и спрогнозируют спрос. Первый заказ будет зависеть от прогнозов, цифры могут быть разные -- от 20 до 70 тысяч смартфонов. Однозначно запуск продаж вначале будет на российском рынке. Нам проще и понятнее, что здесь делать.

-- Не боитесь конкурировать с китайскими производителями смартфонов как на российском, так и на мировом рынке?

-- Рисков очень много, и они есть везде. Начиная от тех вопросов с патентами, которые вы затронули, заканчивая агрессивными демпинговыми маркетинговыми программами, которые делают китайские производители. Мы продумываем наш ответ и то, как мы будем минимизировать эти риски. Надеемся быть быстрее, надеемся быть более креативными, реализовать в продукте те функции, которые они не могут реализовать. Китайцы часто фокусируются на себестоимости и теряют в качестве продукта. Мы считаем, что качество должно быть безупречным. Плюс есть рынки, где недолюбливают китайскую продукцию. В Европе, Скандинавии, Германии есть запрос на более качественную продукцию. А у китайцев нет желания подстраиваться под это.

-- Какова себестоимость и розничная цена YotaPhone?

-- Себестоимость варьируется, мы не знаем, какая она будет финальная. Это очень тонкий процесс управления всей цепочкой поставок и производства. Могу сказать, что нам удалось достичь себестоимости компонентов нашего продукта, сопоставимую с крупными брендами, которые заказывают десятками миллионов экземпляров. Это говорит о том, что мы можем достичь конкурентной цены для потребителя. Цена будет сопоставима с ценами флагманских Android-телефонов от Samsung, HTC и других производителей.

-- Дешевле 20 тысяч рублей не получится?

-- Это зависит от нашего умения снизить себестоимость, не пойдя на компромисс по качеству. Если удастся, то возможно.

-- Когда начинаете рекламную кампанию?

-- Думаю, что в сентябре. Мы потратим на разработку телефона значительно меньше, чем тратят на разработку базового продукта глобальные бренды. Мы не хотим идти стандартным способом, когда компании тратят гигантские деньги на телевизионную рекламу.

-- Рассчитываете ли вы на раскрутку YotaPhone с помощью руководства страны и реализацию смартфона через госзаказ?

-- Мы строим конкурентный бизнес, а любое давление сверху, с моей точки зрения, вызывает отторжение пользователей. Самое главное, чтобы пользователи, которые заходят в магазин электроники, увидев наш телефон, захотели его купить. А купив его, им нравилось пользоваться им каждый день. После того как наш телефон купят сто тысяч человек и о нас появится информация, которую мы учтем при создании устройства второго поколения, мы поймем что-то новое. Это может дать нам масштаб и будет гораздо важнее, чем господдержка, поэтому она у нас -- на втором плане. Хотя успех таких брендов, как RIM, Nokia, Apple, Huawei, сложно представить без поддержки правительств Канады, Финляндии, США, Китая.

Интервью взял Владислав Новый


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное