Кипрский финансовый кризис, начавшийся формально 16 марта (напомним, именно тогда ЦБ Кипра официально уведомил руководство крупнейших кипрских банков о предстоящем замораживании банковской системы страны), формально закончен. Вчера вечером ЦБ Кипра официально объявил о прекращении с 26 марта "банковских каникул", то есть остановки всех расчетов, для всех банков страны, в том числе третьего по размеру на Кипре банка-"дочки" ВТБ. Операции первого (BoC) и второго (CPB) по активам банков страны предположительно возобновятся 28 марта. Операции ЕЦБ по поддержанию ликвидности в банковской системе Кипра возобновятся сегодня.
На этом хорошие новости исчерпываются и начинаются полноценно кошмарные для большей части клиентуры банковской системы Кипра. Кипрский кризис будет разрешен ликвидацией CPB и реструктуризацией бизнеса BoC. По соглашению "евротройки" (Еврокомиссия, ЕЦБ, МВФ), с которым де-факто согласилась Россия, 10 млрд евро выделяются Кипру в обмен на ликвидацию CPB с соответствующими последствиями для его вкладчиков, BoC ждет реструктуризация, условия которой, констатировало правительство Кипра, предполагают списание порядка 30% депозитов размером более 100 тыс евро. Де-факто схема урегулирования кипрского кризиса проста: Европа оплачивает потери банковской системы Кипра от реструктуризации греческого госдолга в 2011 году (порядка 4,5 млрд евро) и дает правительству Кипра еще 5,5 млрд евро на решение проблем во второй фазе кризиса, начинающейся сегодня. За остальное заплатят клиенты CPB (в большей степени) и BoC (в меньшей). Судьба греческих филиалов банков, а также группы BoC (и его "дочки" "Юниаструм-банка") пока неизвестна.
Какие-либо точные расчеты российских потерь в ходе этой операции, которая для компаний РФ существенно хуже, чем предлагавшийся Москве министром финансов Кипра Михалисом Саррисом "план А" (9,9% налога на крупные депозиты ), невозможны: компаниями из России контролируется часть из 19 млрд евро депозитной массы банковской системы Кипра, контролируемой нерезидентами Кипра (главным образом из России, c Украины и из Ливана), часть из порядка 40 млрд евро средств, принадлежащих резидентам страны (кипрские компании явно и неявно российского происхождения), и часть от неизвестной суммы в банковской системе страны на счетах до востребования -- расчетных счетах. Отметим, даже в случае, если российские компании использовали Кипр как расчетный центр, вероятность потери их денег в CPB и "обрезания" с длительной заморозкой в BoC более чем вероятна.
По существу, кипрский кризис для таких структур, как "ЕврАз", "Норильский никель", для других металлургических компаний, части торговых компаний и всех, кто использовал кипрские холдинги, будет экстремальным стресс-тестом качества финансового менеджмента в группах. В любом случае пока можно лишь констатировать, что риски потери чисто расчетных средств (не исключая краткосрочные депозиты) в CPB весьма велики, в BoC они немного меньше.
На сегодняшний день ни одна из крупных корпоративных структур из России не объявила о зависших средствах на Кипре. Анонимно "Ъ" известно как минимум о десятках структур, пострадавших от двухнедельной заморозки средств в банковской системе Кипра,-- от металлургов до компаний IT-сектора. При этом, констатирует сотрудник одного из инвестбанков, проблемы пока заключаются в невозможности исполнения текущих контрактов, оплаты труда и т. д., то есть в краткосрочных потерях, которые, впрочем, вряд ли в экономике России превысят десятки миллионов евро в целом.
Среднесрочные потери (от разрыва контрактов, потерь по процентам, отвлечения средств и необходимого перекредитования, упущенной выгоды от замораживания средств), а тем более долгосрочные и безвозвратные (от средств в CPB, "стрижки депозитов" в BoC, вынужденных изменений в инвестпроектах и их срывов) -- неизвестная величина.
Впрочем, она наверняка существенно испортит статистику промышленного производства и ВВП в марте и в целом в первом квартале 2013 года.
При этом оценка кипрского кризиса России крайне необходима -- председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум вчера, комментируя смысл соглашения ЕС, ЕЦБ и МВФ с Кипром, заявил: схема может стать модельной для разрешения такого рода кризисов. Что именно имел в виду голландский министр финансов, доподлинно неизвестно. Не исключено, что Еврогруппа ожидает повторения банковского кризиса теперь уже в более крупных юрисдикциях -- в Греции, где проблемы отнюдь не решены, в Испании, Португалии, а также в Италии: очевидно, что в случае новых кризисов Еврокомиссия и МВФ, де-факто легализовавший своим авторитетом 17 марта идею "десятины" как способа противодействия обвалу национальной банковской системы, будет настаивать на конфискационных "налогах на депозиты" и там.
У происходящего есть еще несколько долгосрочных последствий -- следующая неделя кипрского кризиса заставит российских клиентов кипрских банков начать паническое "бегство от рисков" в другие юрисдикции. Первый вице-премьер Игорь Шувалов выразил вчера надежду на то, что оно будет вестись в направлении России.




SIA.RU: Главное