Владимир Путин созвал совещание по мотивам прогноза, который обнародовало Министерство экономического развития насчет снижения роста ВВП страны в 2013 году до 2,4%. Некоторые эксперты после этого прогноза стали говорить (в основном, правда, между собой), что правительство, согласившись с этой цифрой, должно подать в отставку.
Правительство насчет цифры промолчало (то есть согласилось), но в отставку подавать не стало.
В результате вчера все заинтересованные лица встретились в Сочи. Против ожиданий совещание не было многочисленным, даже экономический блок правительства (во главе с премьером Дмитрием Медведевым) не был представлен исчерпывающим составом: отсутствовали, к примеру, министр промышленности Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак.
Зато были главы профильных комитетов Госдумы Андрей Макаров (по бюджету и налогам) и Игорь Руденский (по экономической политике), а также несколько экспертов во главе с деканом факультета свободных искусств Петербургского госуниверситета Алексеем Кудриным.
То есть в "Бочаровом ручье" собрался не экономический блок правительства и администрации президента (ее здесь представляли глава администрации Сергей Иванов и советник президента Сергей Глазьев), а скорее намечающийся антикризисный комитет.
Господин Путин в начале совещания заявил, что он ждет от участников "конкретных предложений, которые обеспечат экономический рост". Он лишний раз обрисовал и так понятную ситуацию в еврозоне, где экономика за полгода снизилась на 2,6 процентных пункта.
-- Применяемые меры по ее оздоровлению подрывают доверие к финансовой системе,-- заявил Владимир Путин, имея в виду, конечно, прежде всего ситуацию на Кипре.-- Серьезные меры принимает правительство Японии в основном за счет увеличения денежной массы. В США пошли на значительное снижение расходов...
В России рост ВВП тоже, сказал президент, начал тормозиться. Замедление, по словам господина Путина, наблюдается по большому количеству показателей, "отмечен хоть и незначительный, но все-таки рост безработицы".
-- А 2,4% -- такой рост ВВП ниже, чем рост мировой экономики, у нас такого давно не было! -- воскликнул Владимир Путин.
Он после этого, конечно, заявил, что у российской экономики хороший запас прочности и что "многие эксперты говорят, что во второй половине года рост может возобновиться". И видимо, господин Путин говорил это искренне. Но тревога, похоже, такова, что господин Путин намерен реагировать на очередные вызовы желательно до того, как они встанут в полный рост. Руки-то помнят, как это было в 2008-м (потому что ликвидацией кризиса он занимался тогда исключительно в ручном режиме).
Президент заявил, что ситуацию не исправить "только за счет бюджетных мер и изменения бюджетного правила".
То есть он дал понять, что готов и на такие меры.
Президент добавил, что несколько месяцев уже предлагал использовать "длинные деньги" Фонда национального благосостояния, и попросил членов правительства доложить, что сделано по этому поводу.
Министр экономического развития Андрей Белоусов рассказал, что, по его мнению, ситуация во многом связана не с внешними, а с внутренними экономическими факторами. Среди них он назвал отток капитала.
-- Кроме того, нам предсказывали выход на предел производственных возможностей,-- продолжил он,-- и снижение роста ВВП за счет этого. Но мы провели анализ и выяснили, что уровень загрузки производственных мощностей в стране -- не больше 60%. В Европе ситуация в этом смысле гораздо хуже. А основная причина падения роста ВВП -- укрепление рубля и рост процентных ставок.
-- Нас убеждали,-- заявил Андрей Белоусов,-- и в том числе Алексей Леонидович (Кудрин.-- А. К.) говорил (кивок в сторону декана факультета свободных искусств.-- А. К.), что снижение инфляции приведет к снижению процентных ставок. А тенденция на самом деле прямо противоположная!
-- Надо нам, конечно, выяснить,-- отреагировал Владимир Путин,-- где влияние спада мировой экономики, а где надо что-то делать нам самим... Это то, о чем Андрей Рэмович (господин Белоусов.-- А. К.) говорил... И наехал заодно на Алексея Леонидовича!
Глава Центробанка Сергей Игнатьев высказался с невиданным для него оптимизмом. По его словам, ситуация в финансовой сфере стабильная.
-- Ситуация с ликвидностью тоже,-- заявил он.-- Валютный курс рубля очень гибкий...
-- Некоторые коллеги считают,-- перебил его президент,-- что слишком гибкий...
-- Не готов согласиться,-- заявил господин Игнатьев.-- Курс рубля находится в режиме управляемого плавания... То есть почти в свободном плавании. Интервенции со стороны Центробанка очень небольшие... Насчет процентных ставок... это, наверное, самый главный вопрос. Центробанк принял меры к их снижению, и я думаю, эта тенденция сохранится. И мы сделаем все, чтобы снизить инфляцию. У меня ощущение, что инфляция будет снижаться...
С одной стороны, вряд ли глава Центробанка должен в таких вопросах доверять исключительно своей интуиции. А с другой, если все формулируемые плюсы и минусы примерно равны, именно интуиция отличает хорошего главу Центробанка от плохого. А очень хорошего -- от хорошего.
Господин Игнатьев, правда, привел и рациональные аргументы: цены на зерно, которые, скорее всего, упадут после прошлогоднего взлета, умеренная динамика роста денежной массы, "относительно стабильный курс рубля".
-- Мы с вами,-- обратился Владимир Путин к Сергею Игнатьеву,-- не раз, в том числе и наедине, говорили о том, что надо постепенно переходить к плавающему курсу рубля. Вы считаете, что умеренного, как вы говорите, роста денежной массы достаточно в нынешних условиях? Что укрепление рубля в такой форме не угрожает экономике?
-- С укреплением реальной эффективности рубля мы живем уже лет десять,-- ответил за Владимира Путина (как и хотел президент) скептически настроенной части экспертного сообщества Сергей Игнатьев.-- Извините, укрепление рубля -- это неизбежный экономический процесс.
Далее совещание проходило в закрытом режиме.




SIA.RU: Главное