Газовому рынку подберут новый двигатель. Автомобилисты и газовики нашли национальную идею
Весеннее обострение
Тема развития газомоторного топлива неожиданно стала одной из самых актуальных как для российских автопроизводителей, так и для газовых компаний. Официально все началось 9 апреля: тогда в Нижнем Новгороде на совещании о мерах стимулирования российского автопрома главы крупнейших отечественных автоконцернов рассказали о необходимости развития газомоторного транспорта премьеру Дмитрию Медведеву. Они в один голос говорили о достоинствах газомоторных автомобилей (в основном об их экономичности и экологичности) и подчеркнули, что перевод транспорта на газ "претендует на роль национальной идеи".
Прошло чуть больше месяца, и важность развития газомоторной техники подчеркнул президент Владимир Путин. Он заявил, что интерес покупателей к автомобилям на газе нужно повышать через "систему различных льгот и преференций". 14 мая было опубликовано распоряжение премьера, в соответствии с которым к 2020 году до 50% парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники в городах-миллионниках должно быть переведено на газомоторное топливо. Чтобы достигнуть этих показателей, правительство поручило профильным министерствам в сжатые сроки подготовить предложения по субсидированию перевода на газ автобусов, коммунальной и сельскохозяйственной техники, а также по снижению ставок таможенных пошлин на компоненты для газомоторной техники. Регионам рекомендовали снизить или даже обнулить ставки транспортного налога для газомоторного транспорта.
По данным Национальной газомоторной ассоциации, сейчас в России 86 тыс. газомоторных автомобилей, то есть около 0,2% от всего парка. Повышенное внимание к теме газомоторного транспорта, которая в вялотекущем режиме обсуждается уже не одно десятилетие, вызвало, по меньшей мере, удивление у многих участников рынка. В СССР предпринимались как минимум две попытки перевести значительную долю транспортного парка на газ -- последний раз власти задумывались об этом в 1970-1980-е годы, когда дебит нефтяных месторождений начал падать из-за активной добычи. К теме возвращались в 1990-е и в начале--середине 2000-х, но без особых последствий.
Программу в один голос поддержали все крупнейшие отечественные автозаводы. Все они говорят о "мощном комплексом эффекте развития газомоторного транспорта" для российской экономики, который даст топливным компаниям новый рынок сбыта и поддержит продажи отечественных автомобилей. Основными лоббистами стали группа ГАЗ и КамАЗ.
При реализации масштабной программы перехода на газ, подсчитали на КамАЗе, к 2020 году количество грузовиков на газомоторном топливе может достигнуть в России 500 тыс. штук, а автобусов -- 400 тыс. "При переводе общественного транспорта и коммунальной техники на газ речь, в первую очередь, идет не об установке газомоторного оборудования на старую технику, поскольку это сложно и достаточно дорого, а о закупках новых автомобилей",-- уточняет источник "Ъ" среди автопроизводителей. Он подчеркивает, что "масштабные муниципальные закупки могут серьезно поддержать продажи на фоне падения спроса на автомобили, в том числе на коммерческий транспорт".
Тяжелый метан
Предыдущие попытки перевода автотранспорта на газомоторное топливо были связаны с использованием пропан-бутановых смесей. Пропан-бутан заправляется в баллоны и доставляется на заправки транспортом, помимо автомобилей он также используется в коммунальном хозяйстве. По оценке заместителя председателя правления СИБУРа Кирилла Шамалова, в России сейчас насчитывается почти 3 тыс. пропан-бутановых заправок, а парк машин, использующих его в качестве топлива, составляет около 1,4 млн единиц. Однако майское распоряжение правительства направленно на внедрение в качестве моторного топлива сжатого метана.
О планах внедрять КПГ в качестве моторного топлива "Газпром" говорит много лет. Компания для развития этого направления -- "Газпром газомоторное топливо" была создана еще в 2006 году. Но до конца 2012 года этот бизнес оставался в ведении компании "Газпром газэнергосеть", которая занимается реализацией сжиженных углеводородов (СУГ), в том числе пропан-бутана. Лишь в декабре 2012 года "Газпром" объявил, что все активы для развития газомоторного рынка передаются в "Газпром газомоторное топливо".
В конце мая в эфире телеканала "Россия 24", объясняя причину активизации "Газпрома" на этом направлении, Виктор Зубков признал, что за последние десять лет мировой парк автомобилей, использующих КПГ в качестве моторного топлива, вырос в 12 раз и превысил 17 млн авто, а "мы практически за все эти годы никуда не продвинулись". Проблема, объяснил топ-менеджер, в менталитете россиян, которые боятся взрыва газового баллона в машине.
Программа "Газпрома" по развитию газомоторного топлива до 2030 года оценивается в 260 млрд руб. Финансировать ее планируется из собственных средств, кредитов и региональных бюджетов. Компания планирует прежде всего расширять сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для продажи КПГ.
Но даже если "Газпрому" удастся загрузить все свои действующие станции и довести продажу КПГ хотя бы до 2 млрд кубометров, это все равно не приведет для него к существенному расширению внутреннего рынка (460 млрд кубометров в 2012 году) и росту прибыли, говорят собеседники "Ъ". Например, "Газпром газэнергосеть", которая реализует в России около 350 млн кубометров в виде КПГ, в 2011 году выручила от продажи газа 24,5 млрд руб. Даже при росте сбыта в шесть раз это даст не более 3-4% от общей выручки "Газпрома" по РСБУ за 2012 год.
Кроме того, на рынке газомоторного топлива в России "Газпром" может столкнуться с конкуренцией со стороны независимых производителей. О планах развивать это направление уже объявила "Роснефть".
Но "Газпром" рассчитывает осуществлять торговлю КПГ и на внешних рынках, прежде всего в Европе. Монополии уже принадлежит по 6 АГНКС в Германии и Чехии, к 2015 году копания планирует увеличить их число в каждой из стран до 15.
Помимо торговли СПГ для автомобильного транспорта, "Газпром" планирует продавать его и как бункеровочное топливо (изучается возможность его использования и на железнодорожном транспорте, в ряде стран СПГ рассматривается как перспективное топливо для авиации), в том числе и российским судовладельцам, в частности группе "Сумма" и "Совкомфлоту". Еще одним перспективным рынком для газомоторного топлива "Газпрома" может стать АТР. По оценке Татьяны Митровой, главы отдела развития нефтегазового сектора России Института энергетических стратегий РАН, мировой спрос на газ в транспортном секторе к 2040 году может вырасти до 85-110 млрд кубометров с 30 млрд в 2010 году. При этом около половины спроса придется именно на АТР. "Газпром" уже спешит на эти рынки. В мае компания подписала с вьетнамской Petrovietnam меморандум по газомоторному топливу.
В России, считает госпожа Митрова, при текущей цене на нефть КПГ может получить распространение на личном транспорте, только если потребители не будут сами платить за переоборудование своих машин.




SIA.RU: Главное