-- Планы по использованию газомоторного топлива обсуждаются не один год. Почему вопрос активизировался именно сейчас?
-- Наиболее масштабно и системно перевод транспорта на газ в СССР осуществлялся во второй половине 1980-х годов. Но после 1991 года эта работа на государственном уровне была практически свернута. Сейчас в сознании руководства страны сформировалась критическая масса знаний, опыта и воли, которая и привела к началу газификации транспорта в России.
-- Насколько расширение рынка газомоторного топлива позволит увеличить сбыт газа на внутреннем рынке?
-- Недавно глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что спрос на природный газ в транспортном секторе в ближайшее время может составить 3 млрд кубометров к уже существующим объемам. В 2012 году это было 400 млн кубометров. То есть задача -- 3,5 млрд кубометров. Это практически столько же, сколько сегодня потребляют все газовые машины Европы.
-- Сколько заправок компримированным газом может быть построено в ближайшие годы? Каких инвестиций это потребует?
-- До 2020 года нужно построить 5 тыс. газовых заправочных постов: 3,7 тыс. для КПГ и 1,3 тыс. для СПГ. Большинство из них должны быть интегрированы в традиционные АЗС. В сегодняшних условиях на это может потребоваться 100-300 млрд руб. в зависимости от технико-экономических решений. 90% средств следует привлечь из внебюджетных источников.
-- Что нужно для этого сделать, в том числе государству?
-- Прежде всего это возрождение почти умершего в РФ производства газозаправочной техники, газовых автомобилей, баллонов, криогенного оборудования. Создание комфортных условий для газомоторного бизнеса всем участникам рынка: производителям машин и оборудования, транспортным компаниям, строителям, сервисным компаниям. Предоставление временных каникул на уплату ряда налогов и пошлин хотя и приведет к выпадению части сборов, но затем компенсирует потери за счет роста в уже названных сферах. Каждая тысяча газовых машин позволит создать 100 новых рабочих мест. И тогда недополученный 1 руб. принесет сверху 5 коп. Не стоит забывать о сокращении затрат на транспорт в бюджетной сфере. Нужно модернизировать устаревшую нормативную базу и ликвидировать газомоторную неграмотность, осуществлять контроль за выполнением решений правительства.
-- Насколько это прибыльный сектор?
-- Речь не о прибылях, а о сокращении издержек. Для автомобилей при переходе на метан затраты на топливо на километр пробега сокращаются в 2-2,5 раза. Дополнительные затраты на переоборудование или приобретение газового автомобиля в заводском изготовлении окупятся за один-два года.
-- Может ли в перспективе возникнуть конкуренция на рынке газомоторного топлива?
-- Конкуренция на газомоторном рынке не только может, но и должна появиться, чтобы придать ускорение его развитию.




SIA.RU: Главное