"Роснефть" объявила запрос цен на экспедирование около 22,5 млн т ее нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. Выставлено 13 лотов, заявки принимаются до 10 июня. Общая сумма контрактов -- около 27 млрд руб. Это будут девятимесячные контракты: с 1 июля 2013 года до 31 марта 2014 года. Заказчик -- ЗАО "РН-транс".
О том, что "Роснефть" перейдет с заключения прямых соглашений с железнодорожными операторами на тендерную систему, "Ъ" писал 30 апреля. Тогда источники говорили, что контракты будут заключаться либо на девять месяцев, либо на год, а их сумма может составить около 13 млрд руб. В эту сумму оценивалась только вагонная составляющая, пояснили вчера источники "Ъ", а в опубликованных условиях тендера учитывается также тариф порожнего пробега. "Если груженый тариф грузоотправитель платит напрямую РЖД, то порожний -- оператору, у которого остается возможность для оптимизации",-- пояснил "Ъ" один из претендентов на объемы "Роснефти".
Самые крупные лоты -- это объемы Ачинского НПЗ (более 5 млн т), вывоз нефтяных грузов со станций "Суховская" и "Суховская Южная" в Иркутской области (5,4 млн т, рядом расположено Верхнечонское месторождение). Интересен также сдвоенный лот по станциям Уяр Красноярской железной дороги и Дземги на Дальнем Востоке -- в общей сложности 5,28 млн т нефти и темных нефтепродуктов. Вывоз со станции Дземги 2,57 млн т светлых нефтепродуктов выделен в отдельный лот. Более 2,2 млн т нефтегрузов операторам предлагают вывезти с Самарской группы НПЗ.
Условия торгов предполагают, что каждый лот будет разбиваться между двумя претендентами. 70% объемов получит оператор, предложивший наименьшую цену, 30% -- тот, кто займет второе место по результатам оценки оферт. При этом "Роснефть" ввела ограничения по общим объемам, которые может получить один оператор: не более 8,2 млн т, то есть около 30%.
Основными партнерами "Роснефти" по транспортировке ее нефтеналивных грузов сейчас являются Первая грузовая компания (ПГК), "Трансойл" и "Нефтетранссервис" (НТС). Все они подтверждают, что изучают условия тендеров и готовы будут представить свои оферты до 10 июня.
Стартовые цены, на первый взгляд, заявлены рыночные, говорят опрошенные "Ъ" претенденты. Некоторые небольшие операторы отмечают короткий срок подачи заявок. У ряда претендентов вызвали вопросы ограничения по максимальным объемам.
"Опыт по ограничению доли операторов "Роснефть", видимо, переняла у недавно купленной ТНК-ВР. Там было негласное правило -- больше трети объемов ни одному из операторов не отдавать",-- отмечает один из участников рынка. ТНК-ВР проводит такие тендеры с 2010 года. Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий отмечает, что для операторов ограничения в виде 70% грузов конкретной производственной площадки снижают привлекательность торгов. "Эффективнее даже с точки зрения технологии возить 100% грузов конкретного НПЗ",-- отмечает эксперт. Но лоты нарезаны крупно, конкуренция между основными игроками рынка будет серьезная, говорит эксперт. С ним согласны и участники железнодорожного рынка. Один из них сказал, что "ограничение по общему объему грузов правильное, но по отдельным площадкам можно было бы 100% перевозок отдавать одному оператору". По мнению собеседника "Ъ", в ряде случаев и для "Роснефти" это было бы эффективнее и дешевле.




SIA.RU: Главное