Элитное замедление
Статистика бывает неоднозначной: данные то запутанны, то не слишком точны. В советах аналитиков тоже непросто разобраться: слишком уж они противоречивы. Экономисты могут многое объяснить, но обычно задним числом, когда все уже случилось. Часто лучший способ понять, куда же идет экономика,-- понаблюдать за поведением ее ключевых субъектов, богатых людей. К таковым можно отнести и вполне конкретных бизнесменов -- "владельцев заводов, газет, пароходов", и топ-менеджеров государственных и частных компаний, и не чуждых мздоимства политиков с чиновниками, финансовых воротил-инвесторов, да и просто крупных жуликов. Короче, тех, кто чувствует рынок, понимает, где текут деньги, и знает, как заработать.
Их ожидания и настроения фактически и есть ожидания крупнейших экономических агентов, и они сейчас глубоко пессимистичны. Об этом свидетельствуют не только социологические опросы, но и потребление в luxury-сегменте, которое, похоже, начинает постепенно сжиматься.
Конечно, все пока не так страшно, как депрессивной зимой-2008/09, когда просело сразу несколько секторов, от элитной недвижимости до VIP-туризма, а в дорогих ресторанах на Бульварном кольце и Рублевке опустели залы: посещаемость снизилась на 20-30%, а средний чек -- на 30-40%. Но ведь и резкого обвала пока не произошло, и экономика готовится скорее к затяжной рецессии, в которой завтра будет все так же, как и вчера, или даже чуть хуже, но много лет подряд. Доходы расти и так практически перестали, хотя на ежедневном уровне потребления богатых людей никакое замедление уже не скажется: накоплений, как правило, достаточно, чтобы о текущих расходах больше в жизни не задумываться. Однако потребление предметов роскоши затормозилось.
Речь идет не о банальном обручальном кольце от Tiffany, найти на которое несколько тысяч долларов, а именно столько оно стоит в американском ритейле, может любой представитель даже среднего класса. Продажи с таким бюджетом осуществляются ежедневно, и их остановит только настоящий финансовый крах. Речь о серьезных, дорогостоящих покупках, которые не только предмет потребления, но и отчасти предмет инвестиций.
"Происходит сворачивание элитной области в ювелирном сегменте",-- говорит специалист по купле-продаже драгоценных камней, пожелавший сохранить анонимность. Спад начался еще зимой, но сначала был воспринят как сезонная коррекция. "Как только закончился высокий предновогодний сезон, продажи сразу пошли вниз. Но это естественно: большинство покупателей уезжает на длинные новогодние каникулы,-- рассказывает собеседник "Денег".-- Проблема в том, что традиционного восстановления в феврале так и не произошло. Весной случилось новое снижение продаж, а сейчас еще наложился летний застой".
Еще в феврале, кстати, представители luxury-индустрии заговорили о том, что с экономикой что-то не так. Хотя тогда еще никто не знал, что промпроизводство по итогам первого квартала покажет нулевой рост, а Минэкономразвития еще не собиралось снижать прогноз годового роста ВВП с 3,6% до 2,4%.
Замедление, кстати, обнаружилось не только в России. По итогам первого квартала текущего года мировые продажи предметов роскоши выросли всего на 2-3%. А в майском отчете Bain & Co. указывается, что вопреки ожиданиям рост мировых продаж предметов роскоши в 2013 году составит 4-5% против 10% в 2012 году.
С московским дисконтом
По России Bain & Co. прогноз не приводит, да он и не имел бы большого значения. Во-первых, потому, что российский luxury-рынок составляет всего несколько процентов от мирового (5,5 млрд евро против 212 млрд евро). Во-вторых, в дорогих московских бутиках переплачивают в несколько раз только фигуранты "списка Магнитского" и другие невыездные россияне, а остальные предпочитают отовариваться за границей, если речь, конечно, не идет о спонтанной покупке. Часы покупают в Европе, ювелирные изделия -- на крупнейшем в мире американском рынке. А в-третьих, несмотря на наличие в столице крупных сетевых магазинов, представляющих ведущие мировые бренды, большая часть сделок по купле-продаже драгоценностей и предметов роскоши заключается на неформальном рынке: у скупщиков, в ломбардах, у подпольных ювелиров.
Примечательно и то, что лидеры luxury-индустрии в России на все просьбы "Денег" прокомментировать информацию о снижении продаж ответили категорическим отказом. В разговорах не для печати представители этой индустрии подобные сведения опровергали, но приводить какие-либо данные о продажах за первую половину 2013 года наотрез отказывались. Правда, финансовые результаты своей работы наша luxury-индустрия всегда стремилась скрыть от посторонних.
Игроки на неформальном рынке более разговорчивы. И объемы продаж, и цены на нем в последние месяцы идут на спад. Новое кольцо de Grisogono из золота весом 16 г с 273 бриллиантами общим весом 8 каратов можно купить сегодня в Москве у неофициальных дилеров за $12,5 тыс. Хотя аналогичная модель, но с общим весом камней 6 каратов стоит сейчас в США в мультибрендовом магазине со всеми возможными скидками $20,3 тыс. В мировом ритейле кольцо идет за $29 тыс.
Украшения продают фактически на грани рентабельности. Новый браслет Fani из золота 750-й пробы весом 165 г можно купить в ломбарде за $9 тыс., то есть около $55 за грамм. Хотя самим заводам-производителям золото такого качества для лигатуры обходится при закупке в $60 за грамм. В фирменных магазинах новые изделия подобного класса продаются обычно из расчета $200-300 за 1 г (в зависимости от стоимости работы и степени раскрученности бренда). Получается, московский дисконт составляет 70-80%. Магазины при этом сохраняют стабильно высокие цены.
Подобная ситуация сложилась и в часовом сегменте, если, конечно, не брать такие вечные ценности, как Patek Philippe. Новая модель Audemars Piguet Millenary из розового золота стоит в мировом ритейле $39,8 тыс. В США ее можно купить за $31,8 тыс. Неофициальные дилеры в Москве уже несколько месяцев продают новые часы за $27 тыс.
Другая новая модель -- Breguet Classique Moon Phase, тоже из розового золота,-- в мировом ритейле продается за $29,7 тыс., у неофициальных дилеров ее можно купить за $21,5 тыс.
"Дело даже не в том, как сильно упали цены (снижение выручки можно пережить, так как рынок высокомаржинальный), а в том, что распродается очень долго или вообще никак",-- сказал "Деньгам" один из ювелиров. Тоже анонимно -- специфика рынка.
А рынок элитной недвижимости и вовсе рухнул. По данным исследования Contact Real Estate, в Москве в первой половине текущего года продажи элитной недвижимости упали на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. В количественном выражении: за шесть месяцев продано 225 объектов, выручено $579,2 млн, а годом ранее -- 400 объектов и $746,2 млн соответственно.
Важным индикатором перестройки поведенческой модели богатых служит и изменение отношения к управляемому ими бизнесу. По данным последнего опроса Института экономической политики им. Гайдара, в котором участвуют руководители и топ-менеджеры промышленных предприятий, спрос на промпродукцию снижается даже с учетом очистки от сезонного фактора. Оценка запасов готовой продукции выше нормы этой весной достигла максимальных значений с кризисного 2009 года. Как следствие, появились настроения если не сокращать, то сдерживать рост численности сотрудников. Если в первом и втором кварталах 2010-2012 годов число занятых в промышленности хоть и не очень значительно, но увеличивалось, то в 2013-м увеличения не произошло.
Элитное насыщение
Главной причиной снижения продаж в luxury-индустрии в России стало то, что все, кто мог купить, уже купили. Дальнейшего роста нефтегазовых доходов не предвидится, скорее наблюдается тенденция к их снижению. Других денег в стране толком не появляется, а госрасходы, налоговые и коррупционные издержки только растут.
При этом число чиновников, нефтяников, газовиков и других близких к перераспределению нефтегазовой ренты сограждан -- величина хотя и крупная, но все же ограниченная. Чужих туда не подпускают. А свои комплекты домов, бриллиантов, часов и гоночных машин все уже купили. Часы и машины надо, конечно, менять, а бриллианты -- докупать, но определенный уровень насыщения уже достигнут, так что бурного роста в luxury-сегменте ожидать не стоит.
Определенного уровня достатка и насыщения достиг и средний класс, причем не только верхние его слои. Доходы среднего класса позволяют его представителям комфортно потреблять и даже сберегать, но значимый скачок в уровне потребления (покупка квартиры, например) едва ли возможен.
Средний класс, похоже, тоже начал пересматривать потребительскую стратегию. Первый признак -- уменьшение продаж новых автомобилей. В январе--мае 2013 года продажи упали на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем снижаются они стремительно: в апреле сократились на 8% в годовом выражении, в мае -- уже на 12%.
Другой показатель -- рост банковских вкладов. И касается это уже не только богатых людей или представителей среднего класса, но и всех россиян. В последние несколько лет вклады в российской банковской системе и так росли почти на 20% ежегодно. К маю этого года рост вкладов вышел на годовые темпы почти 25%, а суммарные вклады населения достигли рекордной суммы 15 трлн руб. Текущее потребление удовлетворено, вывести его на другой уровень пока невозможно, а тут тебе и стагнация. Остается только сберегать.




SIA.RU: Главное