Новости

Снижение тарифов, или Новая парадигма развития экономики

Решение задачи по созданию в стране 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест требует как от бизнеса, так и от государства максимальных усилий. Однако политика естественных монополий и безудержный рост тарифов в газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслях привели к тому, что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень. В результате инвесторам просто невыгодно организовывать производство в России.

ОЛЕГ ДЕРИПАСКА, генеральный директор "Русала"

Сектор газа
Одной из крупнейших естественных монополий, чьи услуги не отвечают современным требованиям, является газовая. Большие объемы запасов природного газа перестают быть конкурентным преимуществом российской экономики. С 2007 года цены на газ для промышленных потребителей выросли в 2,6 раза, превысив уровень цен в США. Как следствие, заметно увеличиваются тарифы на тепловую энергию и другие коммунальные услуги, разгоняя инфляцию.

По оценкам МЭР, до 2015 года только рост цен на газ внесет в инфляцию около 2%. При этом значительно подорожают такие социально значимые товары, как хлеб, сахар, яйца, мясо птицы. В результате можно ожидать дополнительного скачка инфляции на 5% в 2016 году и на 3% в 2017-м.

Между тем внутреннее потребление газа сдерживается не только высокими тарифами, но и крайне низкой доступностью подключения для новых потребителей. Отсутствие конкуренции не позволяет влиять на ценообразование газа и лишает многих потребителей возможности снизить расходы на закупаемое топливо. Актуальным вопросом является качество поставляемого газа, которое фактически не контролируется.

В то же время планируемая либерализация внутреннего рынка газа в нынешних условиях несет значительные риски установления высоких цен. С одной стороны, это обусловлено монопольным положением "Газпрома" на региональных рынках и его контролем над единой газотранспортной системой. С другой стороны, риски повышения цен также связаны с обязательствами по поставкам газа на внешние рынки, что может стать одним из факторов дефицита предложения на внутреннем рынке. Наибольшим рискам в этой ситуации подвергаются газоемкие и энергоемкие производства.

Сопротивление тока
Переходя к теме энергоэффективности и энергосбережения, необходимо отметить ее приоритетность для крупных промышленных производителей. Так, в алюминиевой отрасли -- одной из самых энергоемких -- затраты на электроэнергию могут составлять более 30% себестоимости металла.

Однако удорожание электроэнергии подрывает международную конкурентоспособность российских металлургов. С 2007 года для заводов "Русала" конечные цены на электроэнергию выросли более чем в три раза. Мы же по-прежнему находимся в своеобразном бюрократическом рабстве у энергетических компаний и расплачиваемся за их ошибочные прогнозы.

Рост цен на электроэнергию и реализация неэффективных инвестпрограмм являются следствием искаженных стимулов для производителей электроэнергии. Идеология повышения тарифов с целью стимулирования потребителей к снижению издержек на сами субъекты естественных монополий фактически не распространяется. Такие методы тарифного регулирования, как "затраты плюс" и RAB-регулирование, не стимулируют монополии к борьбе с издержками и ведут к завышению стоимости инвестпрограмм.

Насущной проблемой является плата за присоединение к сетям, которая зачастую носит запретительный характер. В этих условиях потребитель, с одной стороны, вынужден финансировать создание чужих объектов из собственных средств. С другой стороны, он не получает никаких благ -- лишь доступ к электроэнергии, оплачиваемой по отдельным и высоким тарифам. При этом естественная монополия не несет никаких предпринимательских рисков.

Рельсы-шпалы
Не менее сложная ситуация сложилась в отрасли железнодорожных перевозок, где повышение тарифов выступает существенным фактором роста издержек промышленных компаний. С 2007 года железнодорожные перевозки подорожали на 74%. Только в этом году индексация железнодорожных тарифов запланирована на уровне 7%. Фактический же рост издержек потребителей этого вида услуг существенно выше.

Текущий уровень тарифов создает предпосылки не для роста, а для снижения объемов грузоперевозок.

Стоимость присоединения к железнодорожной сети для новых потребителей находится часто на запретительном уровне, а уровень тарифов на грузоперевозки делает многие виды бизнеса нерентабельными. Положение усугубляется отсутствием эффективной системы льгот для крупных потребителей транспортных услуг.

Стимул для бизнеса
В этих условиях ключевыми инструментами экономической политики должны стать переход от стимулирования естественных монополий к стимулированию промышленных предприятий и полный отказ от идеологии выравнивания цен на услуги естественных монополий для внутренних и внешних потребителей. Основа же новой политики должна состоять в том, чтобы услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, были доступными, гибкими и высокого качества.

Финансирование проектов в сфере естественных монополий и расшивка узких мест в развитии инфраструктуры должны осуществляться за счет средств государства. "Выпадение доходов" естественных монополий в результате ограничения роста тарифов необходимо компенсировать за счет повышения эффективности их работы. Эти средства должны стать дополнительным источником инвестиций в отрасль, а не резервом для искусственного ограничения доходности, к примеру, предприятий электроэнергетики.

Публикуя написанную специально для нашего журнала статью Олега Дерипаски, мы рассчитываем, что она послужит толчком к дискуссии представителей профильных министерств, естественных монополий и предпринимательского сообщества на страницах экономического еженедельника "Коммерсантъ-Деньги".


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное