Новости

Дожить до скорости

6 августа вступает в силу редакция ПДД, позволяющая ездить на отдельных автомагистралях со скоростью 130 км/ч. Новый скоростной режим будет доступен в первую очередь пользователям платных дорог. На бесплатных трассах перспектива увеличения скорости пока туманная.

ИВАН БУРАНОВ

Новые правила

Согласно новой редакции правил дорожного движения, собственники и владельцы дорог теперь имеют право повысить максимально разрешенную скорость на них со 110 до 130 км/ч. Это может быть сделано только на трассах категории 1А, то есть минимум четырехполосных, не пересекающихся с другими дорогами на одном уровне, без примыканий с боковых подъездов. Кроме того, на таких магистралях должен быть отбойник.

Большинство бесплатных дорог в России соответствует классу 1Б (110 км/ч, допускаются примыкания в одном уровне) и 1В (90 км/ч). Трасс категории 1А немного: всего 339 км на всю страну, из них 238 км -- бесплатные, общего пользования. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) пока размышляет, не увеличить ли разрешенную скорость на некоторых магистралях 1А до 130 км/ч (участки дорог М-5 "Урал", М-8 "Холмогоры", М-9 "Балтия" и М-7 "Волга") -- существуют проекты, но конкретные сроки запуска нового режима пока не называются. При этом в агентстве "Деньгам" сообщили, что "потенциальными претендентами" на увеличение скоростного режима до 130 км/ч являются не только трассы 1А, но и 1Б.

А вот на платных магистралях ГК "Автодор" заветные "130" появятся уже совсем скоро. Пока в ведении компании есть один 100-километровый участок М4 "Дон" категории 1А (21-121-й километр) -- его переключат на новый режим уже в августе, осталось только поставить знаки (и поменять цифры на электронных указателях). К 2019 году общая протяженность дорог категории 1А, которые соорудит и реконструирует "Автодор" (большей частью платных), составит 2,3 тыс. км. На дорогах 1А со скоростью 130 км/ч можно будет ездить почти везде, включая строящуюся ЦКАД, платную дорогу Москва--Петербург и участки М4. Стоит упомянуть, что технически все эти трассы рассчитаны на 150 км/ч и водителя за такую скорость не накажут. В середине июля вступила в силу новая редакция КоАП, согласно которой за превышение скорости менее чем на 20 км/ч теперь не штрафуют.

Нетрудно догадаться, что инициатором изменений в ПДД выступила госкомпания "Автодор", которая и занимается строительством в РФ платных автодорог. До сих пор преимущества платных магистралей "Автодора" были для водителей неочевидны. На форумах водители в основном ругали власти за пробки перед платным участком, а принципиальные изменения на самой трассе мало кто заметил.

Граждане против

Негативное восприятие платных дорог свойственно для России, ведь они гражданам пока в диковинку. ГК "Автодор" появилась только в 2009 году, а первая платная автодорога была запущена в Липецкой области в 2010 году (еще несколько платных участков в Псковской области организовали в середине 2000-х, плату за проезд по ним взимает местная администрация). Попытка изменить образ жизни россиян, привыкших к тому, что в поездке необходимо платить только за бензин, вызывает у них естественную негативную реакцию. Весной 2013 года сам "Автодор" заказал соцопрос в ряде регионов, который показал, что 52% населения против платных автодорог. Основные аргументы: качество дорожного полотна в результате не улучшится (более 45% опрошенных), а платить, по сути, придется дважды -- кроме транспортного налога еще и за проезд (55%). Кроме того, около 30% граждан до сих опасаются пробок у въездов на платные дороги, хотя на той же М4 их уже почти нет.

В Европе проблема с населением не так остра, ведь тамошним платным дорогам уже полвека -- они сооружались в рамках послевоенной программы по восстановлению инфраструктуры.

В России разница между платными и бесплатными трассами порой даже более очевидна, чем за рубежом. Действительно, по данным ГИБДД за 2012 год, на бесплатных магистралях европейской части России количество погибших и раненых в ДТП выросло, а на платных -- снизилось. Но это не связано с применением каких-либо специальных технологий "Автодором", скорее всего, причина -- общий упадок бесплатной дорожной сети.

Форма конфликтов

В 2010 году "Автодор" вырубал под прокладку трассы Москва--Петербург Химкинский лес и встретил сопротивление местных жителей и экологов, которые требовали оставить лес в покое и провести дорогу в другом месте,-- дополнительный градус конфликту придал тот факт, что дорога сооружалась платная. Регулярно происходили стычки, дело доходило до драк -- в общем, ситуация сильно накалилась, в результате Дмитрий Медведев поручил правительству пересмотреть маршрут трассы; тот, однако, остался неизменным. Постепенно гражданская активность сошла на нет -- путь прорублен, дорога почти построена, участок трассы с 15-го по 58-й км будет запущен в эксплуатацию в 2014 году.

За рубежом подобные конфликты имеют несколько иные форму и характер. В США, к примеру, сформировалось движение CASHTRAP (Citizens against state highway to toll road abuse and proliferation). Граждане выступают против перевода бесплатных шоссе в Техасе в платный режим эксплуатации и называют это грабежом на автомагистралях (highway robbery). Главная идея знакомая: почему мы должны платить за проезд дважды (после уплаты налогов, на которые дорожная сеть и строится). Кроме того, участники CASHTRAP полагают, что высокая плотность платных трасс снижает мобильность тех, кто платить не желает, и провоцирует пробки на бесплатных дорогах. Однако при этом американцы для решения проблем чаще пользуются скорее политическими инструментами. К примеру, обвинили одного из сенаторов, который лоббировал принятие закона, нужного для сооружения платной дороги, в получении от строителей взятки на $1 млн. Разразился скандал. Кроме того, была обнародована информация, что ряд политических деятелей приобрели землю рядом с будущей трассой. При независимой судебной системе все это может иметь серьезные последствия. Российские защитники Химкинского леса таких приемов в борьбе с "Автодором" не применяли.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное