Новости

М.Видео и Эльдорадо вынуждены объединяться против общего врага — интернет-торговцев

Переговоры о слиянии двух пионеров российского рынка электроники и бытовой техники - "М.Видео" и "Эльдорадо" - снова зашли в тупик. Но, как только стороны договорятся о сумме, сделка состоится: бывшие конкуренты вынуждены объединяться против общего врага - интернет-торговцев.

ЕВГЕНИЙ СИГАЛ

"Деньгам" стали известны подробности сорвавшихся на прошлой неделе переговоров о покупке крупнейшим российским ритейлером электроники и бытовой техники "М.Видео" своего основного конкурента -- торговой сети "Эльдорадо". А также причины срыва: в частности, продавец и покупатель не сошлись в цене. Как рассказали "Деньгам" источники в двух госбанках, в которые для получения финансирования на сделку обращались "М.Видео" и структуры братьев Александра и Михаила Тынкованов, контролирующих акционеров компании, владелец "Эльдорадо" -- чешская PPF Group хотела выручить за свой актив $1,2 млрд.

Источник в одном из банков сообщил, что акционеры "М.Видео" готовы были выложить $900 млн. Источник в другом указал, что покупатели были готовы подняться выше, но незначительно -- до $1 млрд. "Разногласия по цене пока существенны, но этот раунд переговоров далеко не первый и, вероятно, не последний",-- отметил топ-менеджер банка.

Как видео заговорило

О планах "М.Видео" поглотить "Эльдорадо" на рынке заговорили весной 2013 года. Но, как рассказали источники в банковской среде, к ним представители "М.Видео" обратились за финансированием еще в конце 2012 года. А партнер адвокатского бюро DS Law Александр Филимонов указывает, что информация о переговорах между компаниями появилась пару лет назад, но структура потенциальной сделки со временем, видимо, поменялась: "С 2011 года говорят о том, что эти сети хотят объединиться. Сначала речь шла не о поглощении, а именно о слиянии: акционеры не продают бизнес, а объединяют. Мажоритарным акционером, правда, тогда должна была стать PPF Group". Но потом переговоры о слиянии забуксовали.

Теперь приостановлены и переговоры о поглощении. "Сделки такого уровня никогда быстро не совершаются,-- напоминает директор аналитического департамента "Велес Капитала" Иван Манаенко.-- Если она состоится, в результате появится одна из монопольных компаний".

Все это время и сами компании "М.Видео" и "Эльдорадо", и их владельцы -- братья Тынкованы и PPF Group -- отказывались от любых комментариев о ходе переговоров. Даже после того, как в июле 2013 года ФАС официально объявила, что удовлетворяет ходатайство "М.Видео" о приобретении 100% акций "Эльдорадо". Решение это, правда, только на первый взгляд положительное. На самом деле оно содержало обременение, которое и стало одной из причин срыва сделки. По предписанию ФАС в течение полугода после ее завершения объединенная компания должна была закрыть или продать часть магазинов в трех десятках регионов, в том числе в Москве и Московской области.

Списки пионеров

Напомним, что и "М.Видео" и "Эльдорадо" -- пионеры на рынке электроники и бытовой техники. Они появились во времена, когда он был рынком в буквальном смысле слова: когда электроприборами порой торговали, выставив их на газетах у входа в метро. "М.Видео" была основана в 1993 году братьями Тынкованами. Сейчас у сети около 300 магазинов в 135 городах. Выручка "М.Видео" в 2012 году выросла на 19%, до 157,6 млрд руб., чистая прибыль -- на 23%, до 4,1 млрд руб. IPO компания провела в 2007 году, сейчас ее капитализация близка к $1,4 млрд. А ее президента Александра Тынкована в 2013 году можно обнаружить на 121-м месте ($900 млн) в списке богатейших российских бизнесменов по версии журнала Forbes.

"Эльдорадо" в отличие от "М.Видео" компания непубличная. Внимание она привлекала во многом благодаря активности и харизме основателя -- Игоря Яковлева. Появилась сеть "Эльдорадо" позже "М.Видео" -- в 1994 году, и сейчас у нее больше торговых точек, чем у конкурента: около 400 собственных магазинов и еще около 300 точек, работающих по договору франчайзинга. Всего в 450 городах.

Несмотря на большее проникновение, доля рынка у "Эльдорадо" меньше: 8,6% против 12,2% у "М.Видео". Впрочем, конкурируют компании хоть и на одном рынке, но в смежных нишах. "Эльдорадо" больше ориентирована на массовый сегмент, а "М.Видео" -- на высокодоходные и более возрастные группы потребителей.

В 2008 году у "Эльдорадо" начались проблемы, связанные не только с кризисом. Сначала налоговые органы предъявили компании претензии на сумму 15 млрд руб., потом банки потребовали досрочного погашения кредитов объемом $400 млн. К тому же начались неурядицы с поставкой товара. В результате накануне кризиса Игорь Яковлев продал контрольный пакет "Эльдорадо" чешской PPF Group (39%) и итальянскому страховщику Assicurazioni Generali (11%).

В 2010 году PPF Group выкупила у Assicurazioni Generali ее долю за .46 млн. А в 2011-м Игорь Яковлев продал PPF Group оставшийся пакет "Эльдорадо" -- 50% минус одну акцию; сумма сделки, по разным оценкам, составила от $250 млн до $625 млн, сам Яковлев тогда назвать точные цифры отказался. В 2013 году в российском списке Forbes он занял 174-е место с $600 млн.

Рынок из-под ног

По словам источников "Денег", главной причиной срыва сделки стали не предписание ФАС и не операционные показатели "Эльдорадо", а долговой вопрос, в который уперлись стороны при определении цены. "Долг "Эльдорадо" составляет $300 млн",-- говорит топ-менеджер одного из госбанков. Представитель другого подтверждает порядок размера долга и добавляет: "Торг шел вокруг того, как будет учтен этот долг при оценке стоимости компании". Вероятно, эти $300 млн и образовали разницу в оценке компании покупателем и продавцом.

"Известно, что есть проблема с ценой приобретения. Раньше собственники хотели $1 млрд с чем-то, покупатели считают, что это много с учетом долгов",-- говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Тем более что в случае сделки появляется дополнительная долговая нагрузка: придется платить проценты и рассчитываться по кредиту, привлеченному для ее финансирования.

Какую сумму хотели занять структуры "М.Видео" на совершение сделки и сколько планировали использовать собственных средств, источники в госбанках так и не сообщили. На начало 2013 года на счетах компании было около 6 млрд руб. А в июне акционеры отказались распределять на дивиденды прибыль за прошлый год -- 4 млрд руб. Но этой суммы не хватило бы для покупки "Эльдорадо". А Иван Манаенко из "Велес Капитала" напоминает, что помимо обслуживания и погашения кредитов средства потребуются и на последующее развитие компании.

Смысл объединения "М.Видео" и "Эльдорадо", несмотря на финансовые проблемы и все различия между компаниями, на самом деле понятен: на зрелом рынке слияние или поглощение -- один из главных вариантов дальнейшего развития.Тем более что спрос уходит из-под ног у основных игроков и смещается в интернет. Причем группа потребителей с хорошим образованием и высокими доходами, на которую как раз и ориентируется "М.Видео", переносит покупательскую активность в сеть особенно быстро.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное