Новости

В Иркутской области производителям выгоднее продавать топливо на экспорт, чем местным независимым участникам рынка

Одной из причин дефицита бензина в Иркутской области является то, что топливо с местных заводов в основном идет на экспорт, а не реализуется местным независимым участникам рынка. Об этом заявил в ходе визита в Иркутск генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Александр Гудков.

«По России 150-200 компаний – активные участники оптового рынка. В Иркутской области крупных активных оптовых компаний около десятка, а так их – 50-70. Тут есть один аспект – кого считать и учитывать ли те компании, которые, например, покупают две бочки бензина. Иркутская область – очень интересный регион. С одной стороны, здесь есть крупный завод – Ангарский, с другой – здесь наблюдается дефицит нефтепродуктов. Независимые участники рынка не могут тут купить нефтепродукты. Они вынуждены везти их из Омска, а это дорого. Тариф – 2700 рублей за тонну, то есть на эту сумму здесь нефтепродукты дороже. Одной из причин дефицита бензина в Приангарье является то, что топливо с иркутских заводов выгоднее продавать не местным независимым участникам рынка, а отправлять на экспорт, – считает Александр Гудков. – Пока независимый рынок очень узкий, происходят ценовые колебания, иногда устанавливаются монопольные цены, наблюдается дефицит топлива и перебои со снабжением».

Гендиректор некоммерческого партнерства отметил, что среди целей организации – повышение доли нефтепродуктов, реализуемых на открытом оптовом рынке.

По словам Александра Гудкова, в последние годы доля нефтепродуктов, реализуемых на открытом оптовом рынке, снижается, наблюдается процесс концентрации оптового рынка. «Говоря об оценках, можно предположить, что с открытого рынка ушло, в общей сложности от 1,5 до 5 миллионов тонн бензина», – рассказал Александр Гудков.

Он считает, что для повышения доли нефтепродуктов, реализуемых на открытом рынке, необходимо бороться с договорными сделками путем повышения прозрачности биржевых торгов, а также увеличить обязательную долю биржевых продаж для производителей, занимающих доминирующее положение на рынке. Необходимо обязать их продавать не менее 20% производимого бензина вместо установленных сегодня 10%, уверен Александр Гудков.

«Открытый рынок не просто небольшой – фактически, единственный открытый рынок сейчас – биржа: 10% от производства крупных заводов, остальное чаще всего уходит на экспорт, так выгоднее крупным продавцам. Это приводит к росту цен, в частности, в Иркутской области. Независимые компании покупают бензин дороже. Пока независимый рынок очень узкий, происходят ценовые колебания, иногда устанавливаются монопольные цены, наблюдается дефицит топлива и перебои со снабжением. Я не могу сказать, что если доля открытого рынка увеличится, то цены на бензин в Иркутской области однозначно снизятся. Они, может, останутся прежними, но будут рыночными, а не монопольными, и не будут зависеть от решения одного крупного продавца. Если посмотреть информацию биржи, то по сибирским и дальневосточным базисам бензина продается минимум. Например, летом продавали всего по 60 тонн в день, это одна цистерна, на оптовом рынке это не объем», – резюмировал Александр Гудков.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное