Еще когда ныне президент "Роснефти" Игорь Сечин служил вице-премьером, он был известен стремлением контролировать буквально все. Возглавляя советы директоров той же "Роснефти", "Интер РАО", Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), чиновник считался лицом, реально принимающим решения. Покинув советы директоров, а затем и правительство в мае 2012 года, он попытался реализовать ту же концепцию на базе традиционной вотчины -- государственного "Роснефтегаза", но столкнулся с серьезным сопротивлением сменщика в лице вице-премьера Аркадия Дворковича. Последнему удалось приостановить планы по консолидации "Роснефтегазом" всех оставшихся у государства активов в ТЭКе. Более того, компании пришлось отдать в бюджет большую часть накопленных средств. Но завершающийся 2013 год показал, что ограничения рамками "Роснефти" господина Сечина не смутили и его подход к руководству ничуть не изменился.
Торжественно завершив весной одну из самых громких в истории российского бизнеса сделок -- покупку ТНК-ВР, "Роснефть", потратившая на актив $45 млрд, продолжила экспансию. Она добивалась все новых лицензий на шельфе, полностью консолидировала газовую "Итеру", приобрела газовые же активы АЛРОСА, а осенью и долю итальянской Enel в "Северэнергии", которую затем успешно обменяла на контроль в "Сибнефтегазе". Все это требовало средств, и "Роснефть" привлекла в 2013 году более $45 млрд кредитов, займов и авансов от покупателей нефти, и еще $65 млрд ей обещано в качестве аванса по китайским контрактам. Чистый долг компании после третьего квартала составлял уже 1,9 трлн руб.
Причем Игорь Сечин на итоговой пресс-конференции подчеркнул: "Роснефть" продолжит рассматривать все новые приобретения. На рынке ее теперь уже только так и воспринимают, если что продается, госкомпания -- первый претендент. Консолидировать совсем небольшие активы Игорь Сечин отправил своего ближайшего соратника -- бывшего главу "Роснефти" Эдуарда Худайнатова, который создал Независимую нефтегазовую компанию. Но эти сделки хотя бы вписываются в общий профиль "Роснефти", теперь уже, впрочем, не нефтяной, а нефтегазовой компании. А вот покупка доли в стагнирующих дальневосточных верфях, требующих серьезных вложений, борьба за госдолю в Новороссийском морском торговом порту, создание на базе подконтрольного ВБРР универсального банка, слухи об интересе к аэропорту Домодедово и "Уралкалию", а также о будущем медиахолдинге не ложатся ни в какую профильную концепцию.




SIA.RU: Главное