Новости

Инкассаторский рынок не заметил безналичных платежей

Лидеры инкассаторского рынка в разы увеличили объемы перевезенных денег, свидетельствуют последние доступные данные 2013 года. И ожидать снижения спроса на услуги инкассаторов не стоит: торговым сетям, например, пока выгоднее оплачивать перевозку наличных, чем обслуживание карточных платежей.

В распоряжении "Ъ" оказалось свежее исследование рынка инкассаторских услуг за три квартала 2013 года, проведенное "Интерфакс-ЦЭА". Последнее подобное исследование проводилось в 2010 году. Новые данные свидетельствуют, что для сохранения прежних позиций на рынке почти всем его участникам пришлось существенно нарастить объемы бизнеса. Сбербанк, чьи показатели в несколько раз превосходили показатели его конкурентов, удерживает лидерство с объемом инкассируемых 3,38 трлн руб. клиентских средств за январь-сентябрь 2013 года (в 2010 году было 3,6 трлн руб.). За ним по-прежнему следуют дочерний Банку России "Росинкас" (2,48 трлн руб., в 2010 году показатель не раскрывался), дочерний Росбанку "Инкахран" (рост в 2,7 раза, до 1,58 трлн руб.) и МКБ (рост в 6,4 раза, до 1,4 трлн руб.). На пятом месте по объемам инкассации оказался Альфа-банк (826,2 млрд руб.), нарастивший объем средств в 4,7 раза и сместивший с этой позиции Связь-банк. Последний сумел увеличить объем инкассации лишь на 10,2 млрд руб., до 188,4 млрд руб., и выбыл из десятки крупнейших игроков.

По мнению авторов исследования, главным трендом 2013 года стала консолидация рынка. "Все больше банков отказываются от собственной службы инкассации в пользу аутсорсинга",-- отмечает замгендиректора "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин. По его мнению, для небольших банков это направление нерентабельно, поэтому они вынуждены передавать инкассацию крупным банкам и специализированным перевозчикам.

Вместе с тем в борьбе за клиентов с небанковскими инкассаторами банки демпингуют, так как имеют возможность зарабатывать на других услугах, отмечает Алексей Буздалин. Все это приводит к снижению рентабельности инкассации как бизнеса. Действительно, на рынке появляется много игроков, которые используют инкассацию как канал привлечения новых клиентов или как вспомогательный источник информации о финансовом состоянии компаний, с которыми у банков есть, к примеру, кредитные отношения, соглашается глава совета директоров "Инкахрана" Улан Илишкин. "Рентабельность инкассаторского бизнеса напрямую зависит от его масштаба,-- добавляет предправления МКБ Владимир Чубарь.-- Извлекать из него прибыль при наличии скромного автопарка (менее 50 машин) крайне сложно".

Изменилось и поведение клиентов инкассаторов. Ритейлеры -- основная целевая аудитория лидеров рынка -- предпочитают пользоваться инкассаторскими услугами нескольких перевозчиков, считают аналитики "Интерфакс-ЦЭА". По мнению ритейлеров, сотрудничество с несколькими инкассаторами оправданно экономически.

В "Интерфакс-ЦЭА" прогнозируют дальнейший рост спроса на инкассаторские услуги. Причины -- в ежегодном росте объемов наличной денежной массы (до 11% в год в ближайшие три-пять лет), оптимизации сети региональных расчетно-кассовых центров ЦБ, а также в усилении борьбы с теневыми доходами.

Ольга Ъ-Шестопал, Светлана Ъ-Дементьева 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное