"Выбирая, в какой вуз идти и чему учиться, на что может ориентироваться современная молодежь? Атлас новых профессий -- это карта возможностей, где перед человеком раскрывается вся палитра новых технологий и то, как это влияет на профессии будущего",-- так руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления Сколково Денис Конанчук охарактеризовал на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 17 февраля совместную разработку этой бизнес-школы и Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Карта имеет практическое применение: к каждой из 19 сфер деятельности, которую изучили авторы, прилагается список вузов, где можно получить подходящее для будущего качественное высшее образование. Правда, выбор учебных заведений меньше, чем можно было бы ожидать, всего 65 (для сравнения: в реестре Рособрнадзора одних только государственных вузов в десять раз больше), но это не так принципиально. Кто знает, может, к 2020-2030 году (прогноз рассчитан на этот период) благодаря политике Минобрнауки их в России ровно столько и останется.
Принципиальными же являются те знания, к которым молодые люди должны стремиться, и та картина будущего, которая из всего этого складывается.
Во-первых, в этом будущем будут весьма цениться навыки, считать которые отдельной профессией до сих пор вряд ли многим приходило в голову. Например, место учителей должны занять "модераторы", чья функция -- организовывать "групповые обсуждения... с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала", и "игропедагоги", создающие и реализующие "образовательные программы на основе игровых методик". И авторам, очевидно, не приходит в голову, что это не отдельные профессии, а просто аспекты повседневной работы хорошего современного -- не только будущего -- учителя. При условии, что он не до конца замучен школьной реформой.
Во-вторых, перспективными окажутся профессии, которые не требуют серьезной подготовки: "электрозаправщику" для "обслуживания инфраструктуры для заправки электромобилей и других транспортных средств" вряд ли нужна высокая квалификация, чтобы воткнуть вилку в розетку, однако же электрозаправщики будут, а, к примеру, "привычных нам сисадминов заменят программы и специалисты по их настройке".
И, в-третьих, это будущее отличается от того, которое предполагают западные исследования. Вот, например, вышедшая в 2010 году работа британской компании Fast Future, из которой в российский атлас перекочевали (может быть, и неосознанно) не меньше двух десятков профессий. Из нее совершенно не следует, что в будущем не только игрушки или мультфильмы, но и одежду и мебель нужно исследовать на предмет "угроз устойчивости психики ребенка".




SIA.RU: Главное