Новости / Экономика

Цены на бензин в России достигли абсолютных максимумов. ФАС готова начать новую волну антимонопольных дел

Цены на бензин в России, побив на прошлой неделе абсолютные максимумы в оптовом и розничном сегментах, начали снижаться. Среди участников рынка нет единого мнения о дальнейшей динамике: одни собеседники "Ъ" ожидают новых ценовых рекордов на фоне вывода НПЗ в ремонт, тогда как другие считают потенциал роста исчерпанным. Повлиять на ситуацию может ФАС, которая, по данным "Ъ", считает нынешний уровень цен максимально допустимым и ясно дала понять нефтяникам, что готова начать новую волну антимонопольных дел.

Розничные цены на бензин в России в июле выросли по сравнению с июнем на 1,5%, сообщил Росстат, составив в среднем по стране 31,3 руб. за литр АИ-92. В годовом выражении рост составил 10%, обогнав динамику инфляции (7,5%). Как и в прошлом году, июль стал месяцем бурного роста оптовых цен: индекс АИ-92 на СПбМТСБ увеличился примерно на 17%, добравшись в итоге до максимального значения за историю биржевых торгов и пройдя отметку 40 тыс. руб. за тонну.

Как говорят собеседники "Ъ" в отрасли, ажиотаж был вызван рядом факторов, которые наложились на традиционно высокий летний спрос: участники рынка опасались снижения продаж топлива после ряда аварий (прежде всего на Ачинском НПЗ "Роснефти") и одновременно готовились к выводу крупных НПЗ в ремонт с начала сентября. При этом в первом полугодии, по данным ЦДУ ТЭК, российские нефтяники снизили выпуск бензинов в целом на 1,4%. Этот объем был замещен поставками из Белоруссии, которые с начала лета составляли примерно по 120 тыс. тонн в месяц.

После аварии на Ачинском НПЗ в середине июня, в результате которой рынок недополучил примерно 100 тыс. тонн бензина в месяц, нефтяники нарастили переработку и сократили экспорт, но это не помогло остановить рост цен.

По словам источников "Ъ", дополнительные объемы в основном выкупила "Роснефть", а "для независимых АЗС мало что осталось".

Теперь часть собеседников "Ъ" ждут продолжение роста цен в августе, поскольку сначала на ремонт станут белорусские НПЗ, сократив поставки не менее чем наполовину, а затем и крупнейшие российские заводы -- Московский и Омский НПЗ "Газпром нефти", а также Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа. "Белнефтехим" уже объявил, что в августе из-за ремонтов будет сокращать поставки контрагентам на Украине. В последние две недели, по данным "Ъ", Минэнерго обсуждало с "Газпром нефтью" перенос ремонтов на МНПЗ, чтобы не допустить возможного роста цен. В компании такую возможность комментировать не стали, а в Минэнерго "Ъ" заявили, что "график ремонтов утвержден и его пересмотр не предусмотрен".

Ключевое значение будет иметь ситуация с запасами нефтекомпаний. Сейчас они составляют 1,4 млн тонн бензинов, и Минэнерго на прошлой неделе поручило увеличить запасы на 300 тыс. тонн до начала сентября. Участники рынка опасаются: если министерство будет настаивать, нефтяники, с одной стороны, сократят продажи на рынок, что взвинтит цены, а, с другой стороны, сделав запасы по высокой цене, должны будут потом продать их не в убыток, что законсервирует высокий уровень цен надолго. "Скорее всего, Минэнерго пустит ситуацию с реальными запасами на самотек, просто порекомендовав нефтяникам воздержаться от экспорта",-- полагает собеседник "Ъ" в отрасли, добавив, что это не помешает компаниям официально сообщить о росте резервов.

Удержать нефтяников от роста цен в рознице может и угроза санкций ФАС, считают собеседники "Ъ". По их данным, у службы еще весной были претензии к нефтяникам из-за избыточного экспорта, а теперь она видит признаки искусственного дефицита на рынке и уже "неоднократно давала это понять компаниям". Но до сих пор у ФАС не было политической санкции на начало новой волны антимонопольных дел. Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сказал "Ъ" лишь, что ведомство "внимательно следит за рынком".

Юрий Барсуков 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное