Серьезные изменения в законодательстве о долевом строительстве могут привести к удорожанию жилья. Таково мнение ряда экспертов иркутского строительного рынка. Речь идет о коррективах, внесенных в закон №214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». На первый взгляд, все они максимально нацелены на то, чтобы защитить дольщиков.
[photo 1]
В частности, вводятся эскроу-счета, где будут собираться средства дольщиков и откуда застройщик не сможет изъять их до окончания строительства и, тем более, перекинуть их на другой объект. То есть строить ему придется на собственные или кредитные средства. Также ужесточаются требования к уставному капиталу застройщиков, который должен быть пропорционален планируемым объемам строительства. Кроме того, речь идет о создании Фонда, куда застройщик должен будет отчислять 1% от стоимости каждого договора долевого участия. Вернее, пока речь идет об одном проценте – но в кулуарах уже активно обсуждается повышение этой доли в несколько раз, до 5-6%.
Официально внесенные в закон изменения вступили в силу с 1 января 2017 года, но все нюансы, прописанные там, начнут работать с 1 июля.
В целом такие защитные меры в отношении дольщиков генеральный директор Ассоциации РООР СРОСБР Александр Домбровский считает нужными и важными:
– Долевое строительство существовало всегда, только раньше оно называлось кооперативным строительством. И разница между ними в том, что тогда обманутых дольщиков не было. Когда были кооперативы, эти деньги лежали в банке, строитель получал ровно столько, сколько он заработал. Сегодня деньги отдаются застройщику, и если он в связи с какими-то другими проектами обанкротился, то деньги пропадают.
Генеральный директор АО «Восток Центр Иркутск» Михаил Сигал согласен с тем, что, в принципе, это нужный закон, однако принят он крайне несвоевременно, когда строительный рынок и без того находится в критическом состоянии.
– Это как с ГТО – если заставить здорового, подготовленного человека сдавать эти нормы, то это будет иметь только позитивный эффект, а если заставить сдавать нормы ГТО больного, да еще и находящегося в реанимации, то это закончится плачевно, - поясняет свою мысль эксперт.
Тем более что, как он рассказал со ссылкой на информацию службы строительного надзора Иркутской области, проблемные ДДУ имеют историю 5-10 лет, за последние годы сокращаются, и новых объектов туда не попало.
А ситуация на рынке строительства жилья в Иркутской области, как и в большинстве регионов России, действительно тяжелая – и продолжает ухудшаться. Михаил Сигал приводит данные статистики, отмечая их «индикативность»:
– В феврале 2016 года было заключено 705 договоров на строительство жилья, за аналогичный период 2017 года – только 369 договоров, а за первый квартал 2017 по отношению к первому кварталу 2016 года убыль составила порядка 35%. При этом многие продают уже готовые объекты, что также свидетельствует о спаде рынка.
А снижение количества игроков на рынке автоматически приведет к уменьшению объемов строительства, а, следовательно, к росту цен на жилье. Кроме того, по его мнению, закон не только преждевременный, но и не до конца продуманный и проработанный.
Генеральный директор ЗАО «УК «ВостСибСтрой» Виктор Ильичев также считает, что введение эскроу-счетов может привести к сокращению количества застройщиков, когда на рынке останутся только крупные игроки.
Он отмечает, что новая версия закона позволяет застройщикам предоставлять рассрочку участникам долевого строительства не больше, чем на два месяца.
– В связи с этим можно предположить, что при таком условии возможно снижение покупательской и потребительской способности потенциальных участников долевого строительства, - отмечает эксперт.
Виктор Ильичев также отметил недоработанность некоторых моментов в новой версии закона. В частности, он акцентировал внимание на том, что сбор средств в фонд страхования средств дольщиков прописан, а вот порядок получения ими денег из этого фонда – нет.
В свою очередь директор «Сибирского независимого центра оценки» Михаил Хома считает, что создание эскроу-счетов и страхование вкладов застройщиков – это не выход из ситуации.
– Эти счета могут также неожиданно исчезнуть, как и ранее исчезали деньги дольщиков, и их почему-то никто не мог найти, - считает эксперт по недвижимости. – Все это приведет лишь к новым денежным поборам с застройщиков а, следовательно, и с дольщиков.
Михаил Хома уверен, что меры для обеспечения безопасности дольщиков должны приниматься совсем иные – более глобальные, среди которых должен быть жесткий контроль деятельности застройщиков.