Новости

Ситибанк уходит из России?

Новая стратегия Ситибанка, дочерней структуры американской Citigroup, привела к оттоку розничных клиентов. За два года их число сократилось на 40%, а подразделений — вдвое. В Ситибанке объясняют это переходом в цифровые каналы и расчисткой портфеля от пассивных клиентов. Эксперты же сходятся во мнении, что сокращение бизнеса направлено на то, чтобы в случае санкций или иных внешних причин быстро и безболезненно свернуть бизнес в России.

Как рассказали “Ъ” несколько источников на банковском рынке, Ситибанк постепенно отходит от обслуживания в рознице среднего класса, поскольку решил сконцентрироваться на сегментах mass affluent (выше среднего) и премиальном, часто выезжающих за границу. «Ситибанк буквально создает условия для того, чтобы клиентам среднего класса стало некомфортно в нем обслуживаться,— говорит один из собеседников “Ъ”.— Банк за два года закрыл половину офисов (теперь их 24.— “Ъ”), заметно сократил выпуск кредитных карт для массового сегмента».

Действительно, согласно годовым отчетам Ситибанка, с 2014 года число его частных клиентов сократилось на 40%, до 600 тыс. человек. По словам главы дирекции по работе с частными клиентами банка Михаила Бернера, это произошло из-за расчистки портфеля от неактивных счетов, которая началась в 2014 году и проводится впервые с момента прихода Citi в Россию, то есть с 2002 года. При этом банк держит твердый курс на диджитализацию, заверил менеджер, подавляющее большинство клиентов пользуются услугами банка только через удаленные каналы и уже давно не посещают офисы.

Господин Бернер заверил, что банк работает над развитием удаленных каналов и, в частности, ищет решение организовать и систему перевода с карты на карту. «Мы смотрим, как можно обеспечить соответствие этого сервиса законодательству о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Мы должны досконально идентифицировать, откуда поступают деньги и куда они идут, как только мы с этим разберемся, карточные переводы появятся»,— уточнил он. Для тех, кому нужны наличные, банк предоставил возможность их снимать без комиссии в банкоматах любых банков.

Также банк переоформил несколько офисов в высокотехнологичные, в которых каждый может на практике изучить, как работать с мобильным и интернет-банками. «Клиенты к нам приходят либо через интернет-каналы, либо через прямые продажи,— заявил Михаил Бернер.— Мы открываем стойку в аэропорту Домодедово, есть стойки в ряде торговых центров (например, “Авиапарк” и “Гагаринский”)».

Хотя кредитный портфель физических лиц с начала 2016 года действительно вырос на 8%, до 50,3 млрд руб., по словам источников, близких к банку, это произошло за счет увеличения лимитов существующим клиентам. Новых выдач крайне мало, а сокращение бизнеса — сознательная политика Ситибанка, уверяет собеседник “Ъ”.

По оценке партнера консалтинговой компании Bain and Company Егора Григоренко, если новых выдач не будет, в течение полутора лет весь кредитный портфель банка «сдуется» примерно на треть. Цель такой стратегии — снижение операционных издержек на фоне остающихся высокими розничных рисков, уверены эксперты. Также такой подход, полагает господин Григоренко, в случае усиления политической напряженности, новых санкций или других проблем, например, у крупных корпоративных клиентов поможет банку оперативно свернуть бизнес в России.

Юлия Полякова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное