Многие доходы российских банков, в частности, операции с ценными бумагами и валютой в 1-м полугодии 2009 г, носят невозобновляемый характер и не компенсируют роста потребностей в дополнительном резервировании, что свидетельствует о фактической убыточности большинства российских банков. Такое мнение выразила журналистам директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.
По ее словам, это также связано с проблемой негативного экономического капитала. В то же время, по оценкам Е.Трофимовой, если темпы восстановления экономики будут быстрее, чем ожидается, то не исключено, что уже через три года некоторые банки смогут восстановить убытки от созданных резервов.
“В России все более явно проявляется отставание рекапитализации в условиях ухудшения качества кредитных портфелей, многие российские банки уже имеют негативный экономический капитал”, сказала она, пояснив, данный капитал рассчитывается как капитал за минусом реальных проблемных кредитов, не покрытых резервами на 100 проц.
Е.Трофимова напомнила, что согласно последним стресс-тестам, проблемная задолженность российских банков / с учетом реструктурированных кредитов/ сейчас составляет около 20 проц ссудной задолженности, из которых значительно более половины приходится на реструктурированные кредиты. “По прогнозам, на самой глубокой точке спада рецессии, эта доля может достигнуть 40 проц при базовом сценарии, то есть при сохранении государственной поддержке на сегодняшнем уровне “, сказала она. При этом в данном случае доля реструктуризированных кредитов может вырасти до двух третей. При данном сценарии уровень потерь по созданным резервам должен составить порядка не менее трети проблемной задолженности.
По самому стрессовому сценарию, если резко упадет уровень господдержки, доля проблемных долгов на "дне кризиса" в России может составить 60 проц от общего кредитного портфеля банков. Она пояснила, что у S&P’s широкое определение проблемной задолженности, которое включает в себя непосредственно просроченные кредиты, реструктурированные кредиты и кредиты, выданные связанным заемщикам, которые имеют проблемы.
По мнению аналитика, наличие господдержки российского банковского сектора, а вместе с тем и всей платежной системы России, в начале кризиса была ключевым фактором и во многом компенсировала, сгладила финансовые ухудшения в экономики. “Господдержка значительно превзошла наши ожидания”, отметила Е.Трофимова. Но в то же время, она добавила, что в данной ситуации плюсы доминируют только в краткосрочном периоде, когда нужно быстро восстановить стабильность. Со временем же банкам необходимо менять модель поведения, и для этого нужно политическое решение провести глубокую массовую реформу в секторе.
“Сейчас прямая зависимость от госденег у банков снижается, это связано и с улучшением уровня ликвидности, и с поступлением в экономику распределенных ранее бюджетных средств. Но мы пока видим достаточно эффективный микроменеджмент кризиса, и недостаточно эффективный макроменеджмент. Маловероятно, что российские банки выйдут из кризиса более сильными, чем в него вошли”, сказала она. Примером обратного может служить банковская система Турции, которая во многом оздоровилась после кризиса 2001 г.
По ее словам, сейчас основная стратегия российских банков - это стратегия выжидания, максимальное срытие проблем, но “скрытие проблем - это естественный ответ на кризис, который мы наблюдаем во многих развивающихся и развитых странах”. Но сейчас уникальная историческая возможность, когда можно было бы принципиально изменить модель ведения банковского в России, что правда бы, потребовало значительно большей, чем сейчас, политической воли в этом вопросе, заключила Е.Трофимова.




SIA.RU: Главное